=ПРЕДИСЛОВИЕ=

= ДВИГАТЕЛЬ=

= система смазки= =система охлаждения= = система питания= =система зажигания= =система выпуска=

=ТРАНСМИССИЯ= =ХОДОВАЯ ЧАСТЬ= =ТОРМОЗА= =КУЗОВ= =ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ= =ДИСКИ И РЕЗИНА=

ТРАНСМИССИЯ.

На сегодняшний день, на машине сохранилась родная 21-я трансмиссия. Ну, разве что за исключением корзины сцепления и ведомого диска. Ими был укомплектован новый двигатель УМЗ 417. На мой взгляд, они не отличаются от 21-й.
За всю эксплуатацию были заменены:
- 1 корзина сцепления
- 5 ведомых дисков
- несколько чехлов шлицев кардана.
- 1 крестовина в сборе(задняя)
- 2 подшипника промежуточной опоры
- 2 промежуточные опоры
- 1 раз все внутренности КПП (кроме вторичного вала)
- 1 раз вскрывался задний мост, и раз 5 менялись сальники его горловины.
Ну а какие факты сохранила история, излагаю далее.

Итак, трансмиссия на машине обслуживалась, судя по всему, регулярно. Проводилась смазка всех её точек в соответствии с картой смазки. По мере износа заменялись ведомые диски сцепления и, наверное, выжимные подшипники.
Коробка передач и мост были шумноваты. Я не припомню, при каких обстоятельствах это началось. Но шумы усиливались постепенно. И в результате к ним привыкли.
Коробка передач шумела на 1-й скорости. Причем это было не положенное мягкое гудение прямозубых шестерен, а довольно громкий звук изношенных шестерен.
Мост всегда издавал легкое гудение на скорости 40 км/ч. Это пропадало уже при 35 и 45. У него и сейчас тот же звук на этих режимах. Но постепенно в мосту появился гул. Он нарастал в течение лет так 15-ти. Точно сказать не смогу. К остальным агрегатам трансмиссии претензий не возникало, разве только некоторая вибрация при трогании с места, усиливающаяся при установке нового ведомого диска и ослабляющаяся после некоторого пробега.

Лето 1991 год.
Я снимал мотор для замены маслонасоса (см. выше). При сборке обратил внимание на довольно сильный износ головок регулировочных болтов корзины. Лапы ее имели ощутимый люфт во всех направлениях. Мне попадалась в гараже, упакованная в промасленную бумагу корзина. Я её раскопал и показал Отцу с вопросом – откуда ЭТО, и много ли она поработала? Следов заметного износа не было. Но она явно стояла уже на машине. Отец рассказал, что когда машине было года 3 (1969г), он привез из очередной командировки корзину, в запас. Павел её увидал и вцепился. ДАВАЙ МЕНЯТЬ. Какая была причина, история умалчивает. Так что-то, что я раскопал – родная корзина. И претензий к ней вроде не было. Взяв на заметку, что ведомый диск уже на подходе (к замене). установил эту СТАРУЮ – НОВУЮ корзину. Еще заметил, что порван шланг смазки выжимного, и смазка в него не попадает уже давно. Он сухой и болтается в направлении , поперечному оси. Помыл его, заменил шланг, капитально смазал (он и сейчас на машине).
При первом же трогании с места был приятно удивлен с непривычки. ВИБРАЦИИ НЕТ.
Вот она заводская балансировка, центровка по меткам и регулировка болтов лап. Я регулировку не трогал и не проверял. Поставил как есть.

Сентябрь 1993 год. 750 тыс. км.
Мне как-то понадобилась машина. Договорился с Отцом – вечером заберу. Прихожу вечером в гараж. Темно. Привычным движением пытаюсь проверить нейтральное положение КПП. Пустота. Первая мысль, может Батя поставил КПП от 24-ки, а я не знал. Но и над КПП рычага не нащупал. Включаю свет в салоне и вижу – рычаг лежит на полу перед местом пассажира спереди. Гнездо на валу переключения поломано. Фиксирующих плунжеров и пружин найти не удалось, на рычаге только остатки противошумной втулки. Вставленный рычаг на своем месте не держится, выпадает. Кое-как прикрутил его проволокой и поехал по своим делам. Позже удалось найти валик переключения передач и заменить его. Одновременно заменил изношенные рычаги переключения на этом валике, установкой подходящих шайб выбрал зазоры в них. На место противошумной втулки подошел колпачок с крышки трамблёра вместе с остатком старой втулки. Вместо плунжеров с пружинами установил болт М3 подходящей длины. Так до сего дня работает.

Декабрь 1993год. 753 тыс. км.
Подозрительный шум от трансмиссии, и в стремянках по правой рессоре мост съехал назад. Выяснилось, что шумит подшипник промежуточной опоры. Кроме того опора оторвана от своей железки и почти полностью отсутствует резиновый чехол шлицев кардана. Новые промежуточная опора и подшипник в запасе были. Чехол же я даже искать не стал (его много раз меняли, долго не жил).
Кардан с машины снял. Поменял опору и подшипник. Пользуясь тем, что вал на полу, капитально его промазал. Ослабил стремянки и вернул мост на место. Разлоханило гнездо под болт в подушке моста.
С чехлом решил провести эксперимент. Видел как-то в «Советах бывалых» чехол на крестовину из пластиковой бутылки. Сделал нечто подобное. Бутылка хомут. Изоляц лента.
У бутылки отрезано горло и дно. Остаток горла плотно одет на передний вал и закреплен хомутом. Свободный конец бутылки без дна, прикрывает открытую часть вала и крышку шлицев. На заднем валу намотана изолента ( матерчатая) с таким расчетом, чтобы бутылка плотно скользила по ленте. И при полных перемещениях по шлицам не слезала с ленты.


До сих пор работает. Замечаний нет. Бутылка взята от какого то хим. средства из быта 80-х годов.

Октябрь 1994 год.
Опять убежал мост. Опять ставил на место и крепил. В ноябре он убежал снова. Я вырезал 2 мет. пластинки толщиной 3 мм и вложил их в подушки рессор на мосту с таким расчетом, чтобы головка болта рессоры в неё уперлась.


Больше мост не убегал.

Апрель 1995 год. 764 тыс. км.
На ходу слетела тяга управления КПП. Сломался шплинт. Втулки в аховом состоянии. Прямо на дороге поверх повседневки надел полевую форму, благо была в машине. Установил тягу обратно. Потом уже в ближайший выходной привел в порядок втулки. Подошли обрезки подходящего по диаметру шланга.
Подвернулось настоящее гипоидное масло. ГОСТ 4003 кажется. А когда меняли масло в мосту в последний раз, мне было неизвестно. Заменил.

Август 1995 год. 766 тыс. км.
Вознамерился протянуть кардан. Кончилось это заменой всех болтов и гаек его.

Декабрь 1995 год. 768 тыс. км.
При замене двигателя я поставил на него некоторые старые навесные эл-ты. Коллектор, карб, генератор. Хотел поставить и корзину. Умные люди уболтали оставить комплект. Все-таки понадеяться на заводскую балансировку. Повезло. Прохляло. Вибрации нет.

Август 1996 год. 774 тыс. км.
Шум коробки меня беспокоил. Я её снимал, промывал с открытой крышкой, чтобы определить, что с ней. Было ясно. Сильный износ венца шестерен 1-й передачи и заднего хода, промежуточного вала, колец синхронизаторов. Я искал выход. Пытался приобрести приличную коробку в сборе (многие меняли на Г24). До 96 года пробовал 3 или 4 коробки. Ни одна не устроила. Две шумели, как и моя. У одной шума не было, чуть не взял. Оказались прослаблены отверстия в картере под вал блока шестерен. Гнало масло
Наконец попалась коробка, правда с Победы. Хозяин божился что перебрал её от и до, но проездив немного заменил на Г24. Сговорились. Приехал я к нему в гараж. Да, стоит Победа с КПП Г24. Предмет моих поисков упакован в картонную коробку. Ещё одна КПП лежит на полу. Говорит бери её тоже. Она неисправна но может пригодиться. Доплачивать за неё не надо.
Хозяин не соврал. Когда я разобрал его и свою коробки и промыл все детали, мои все были черные а его белые. В общем, собрал я себе коробку. Оставшихся запчастей хватило еще чтобы позднее перебрать КПП на ЕрАЗе 762 и ГАЗ 21В своих друзей.
Давно я не слышал это мягкое гудение прямозубых шестерен 1-й передачи!

Сентябрь 1996 год. 775 тыс. км.
Потекли сальники горловины ЗМ. Заменил. На второй день появился свист. Отвинтил кардан, снял фланец ЗМ, заложил между кромками сальников немного ЛИТОЛа. Собрал. Свист пропал.
Как-то ремонтировал стиральную машину ВОЛНА. Туда подошел сальник ЗМ от М403. (был у отца такой раньше). Тоже был свист. Натер мылом – прошло.

Август 1999 год. 805 тыс. км.
Гул ЗМ донимает. Заменил подшипники полуосей. ВПЕРВЫЕ! Стало тише. И стало ясно, что это подшипники редуктора. Заодно обнаружил износ крестовины у моста. Заменил. Конечно, заменил все сальники полуосей, почистил полости чулков от старой смазки.

Сентябрь 1999 год. 807 тыс. км.
В городе широко появилась продукция ЛИКВИ МОЛИ. Добавил в гипоид ЗМ присадку для трансмиссий с молибденом. На шум это конечно не повлияло. Ясно было, что нужна хирургия, а не терапия. Но что интересно. По утру зимой, машина стала заметно легче катиться.
Перед зимой собирал коробку на ЕрАЗе 762 у своего друга. Заправили его какой-то недорогой турецкой трансмиссионнкой. Я даже не помню, как банка выглядела. Но впечатления от переключения передач после зимних стоянок меня удивили. С гипоидом в коробке, так только через 5-7 км пробега. Появилась мысль залить в мост что-нибудь посовременней. Если что – все равно скоро открывать.

Февраль 1999 год. 808 тыс. км.
Залил в мост LIQUI MOLY 85W90 GL-5, а в коробку турецкое OPET 85/90 GL-4, подмешав к ним опять молибден LIQUI MOLY.
Слитый гипоид с молибденом шприцевал в крестовины (чего добру пропадать).

Июнь 2000 год. 811 тыс. км.
Не помню при каких обстоятельствах обнаружил люфт подшипника полуоси в его гнезде.
Запихнул туда поршневое маслосъемное кольцо. Норма!

Июль 2000 год. 812 тыс. км.
Жаркие денёчки. У 21-й коробки синхронизации и так почти что нет. Так с этой смесью она вообще пропала. Если зимой было приятно переключать передачи, и машина только выехав из снежного плена, катилась как прогретая. А еще при движении на 40-60 км/ч бросаешь на нейтраль, так такое чувство, будто мотор ей только мешал.
Теперь же, на жаре, ни одна передача без хрюка не втыкается (синхронизаторам нужно трение). Да ещё стало травить масло из под валов рычагов переключения и привода спидометра (сапун чистый). Слил, залил чистый гипоид. Синхронизация улучшилась, но зимой в начале движения передачи втыкаются туговато. И не течет.
Шум моста все донимает. Подвернулся РИМЕТ для трансмиссии. В мосту конечно классное масло. Но в нем уже присадка была. Коктейль делать небезопасно. Подарил его другу на 21011 (и сейчас ездит на нем). Себе залил BP – 85/90 GL-5 + РИМЕТ-Т.
Масло с присадкой из коробки использовал в рулевом редукторе (о его ремонте) и остаток шприцевал в крестовины.

Январь 2002 год. 822 тыс. км.
Оборвался трос спидометра. Видимо пришел его черед. Когда-нибудь меняли его или нет, не припомню. С 93-го года в записях нет. Помню только, что всегда на холоде он пародировал гусей. (ГА- ГА- ГА). В 80-е годы я вынимал тросик, чистил и смазывал его моторным маслом. Гуси долго не появлялись. Я смазывал его, когда руки доходили, но не часто. С 93- го года точно нет. Да и не шумел он. Ну да бог с ним. Поменял.

Ноябрь 2002 год. 825 тыс. км.
Шум моста стал настораживать. Я стал улавливать нотки, наводящие на мысли, что от износа подшипников редуктора нарушается взаимное расположение шестерен. Этого допускать уже нельзя. Счет пойдет на минуты.
На работе ребята помогли мост снять (тяжелый зараза). Разобрал. Отмыл.
Да, один подшипник коробки дифференциала уже крошился. На другом уже развивающийся питтинг. Подшипники ведущей шестерни целые. НО! 825 тыс.! Меняю.
Кроме этого, в трансмиссии имелся ощутимый люфт. Стоящую на передаче машину можно было перемещать аж на полметра. Фланец ЗМ от упора до упора ходил в пределах 60%.
В книге написано о предельно допустимом зазоре между шестерней полуоси и упорной шайбой – 0,6 мм. У меня было 1.8. Ну и следы износа оси сателлитов.
Сателлиты меня менять отговорили. Могут попасть сырые, да и шестерни полуосей под 21-е полуоси ещё поискать надо.
Подшипники (ДАВНО НОВЫЕ) были заготовлены ещё Отцом, лет 30 назад, наверное, комплект опорных шайб для сателлитов и их ось с 24 идентичны. Ну, еще понадобились регулировочные шайбы для подшипников ведущей шестерни. От износа и ослабления натяга, шайбы были покушанные.
Сборка ПУНКТУАЛЬНО ПО КНИГЕ «Автомобиль ВОЛГА ГАЗ-24». Изложено очень хорошо. Тщательно соблюдались усилия при установке натяга в подшипниках. (базарным 25 кг безменом). Сварил даже спец. ключ для удержания фланца вала ведущей шестерни при затяжке.
Простой заменой опорных шайб сателлитов и шестерен полуоси, зазор до 0,6 мм уменьшить не удалось. Подложил старые шайбы под новые. Зазор – 0,2 мм.
Люфт фланца уменьшился до 10 мм по перемещению пыльника. Дальше зазор в зацеплении. Уменьшать регулировкой НЕЛЬЗЯ - нарушится приработанное взаиморасположение шестерен. ЗАГУДИТ.
Естественно, заменены все сальники и прокладки. Чулок отшкрябал болгаркой со щеткой и прогрунтовав, покрасил черной синтетикой. Предварительно, сваркой восстановил гнезда в подушках под болты рессор.
ДА! ДАВНО ТАКОГО НЕ БЫЛО!!!
Машина трогается с места как новый жигуль. Ни малейшего зазора в трансмиссии не чувствуется (сейчас он немного есть). Давал мосту приработаться. 1000км со скоростью не более 60. Масло не менял. То же BP c Риметом. Летом хочу заменить. Наверное на то же с тефлоном. Может звук при 40 тоже утихнет. Прецеденты были. Об этом потом.
По трансмисии пока всё.

=ПРЕДИСЛОВИЕ=

= ДВИГАТЕЛЬ=

= система смазки= =система охлаждения= = система питания= =система зажигания= =система выпуска=

=ТРАНСМИССИЯ= =ХОДОВАЯ ЧАСТЬ= =ТОРМОЗА= =КУЗОВ= =ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ= =ДИСКИ И РЕЗИНА=

 

Hosted by uCoz