=ПРЕДИСЛОВИЕ=

= ДВИГАТЕЛЬ=

= система смазки= =система охлаждения= = система питания= =система зажигания= =система выпуска=

=ТРАНСМИССИЯ= =ХОДОВАЯ ЧАСТЬ= =ТОРМОЗА= =КУЗОВ= =ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ= =ДИСКИ И РЕЗИНА=

ТОРМОЗА.

В этом разделе будут рассмотрены не столько сами тормоза, сколько проблемы с их гидроприводом и сцепления.
На моей машине сохранилась полностью стандартная система тормозов. То есть ни саморегулировки ни вакуума ни деления на контура. Тормозные механизмы родные. Я не припомню, чтобы меняли какой-нибудь из РТЦ. Специальной замены тормозной жидкости не делалось. Она освежалась по мере замены манжет и прокачке системы. РЦ сцепления заменялся. Но сколько раз и когда не припомню. Наклепывались и заменялись колодки по мере износа. Один раз, где-то в 80-е годы, протачивали барабаны на токарном станке. При капремонте в 1981 году, была заменена трубка под кузовом (от тройника под капотом до заднего моста). Ручник ликвидирован как класс в 1987 году (см. ниже).
Аварийных ситуаций не было. Бог миловал.
Пропуск манжет сразу давал о себе знать потеками на колесах и уводом машины при торможении. Периодически требовался и требуется контроль за уровнем жидкости и доливка.
Основными причинами неисправностей в гидроприводе считаю ГРЯЗЬ и смешивание жидкостей разных по составу.
На сегодняшний день требуется очередная проточка, а может и замена барабанов, во всяком случае, передних, а также промывка всей системы с заменой жидкости.

Итак, начнем с ручника.
Не припомню где, но на каком то сайте я прочел о РЕВНОСТИ машины.
Под этим могу подписаться. Убедиться в ней мне приходилось не раз. Но это все по мелочи. А эту историю расскажу. У тетки был Жигуль. Сын ее ездил. Потом он поступил в аспирантуру и учился в Москве. Жигуль стоял во дворе от лета до лета. Тетка предложила мне взять машину. В общем Отец ездил на ВОЛГЕ а я на Жигуле.
Однажды Батя собрался в длительную командировку. Приказал Жигуль вернуть.
Отвез я его на ВОЛГЕ в аэропорт, проводил и вернулся на дачу.(дело было летом 1986года). Остановился. Открыл ворота двора. Хотел въехать. МАШИНА НИ С МЕСТА.
Затолкать её смог лишь сняв кардан с коробки. Ручник заклинило насмерть. Как снимал коробку (без ямы), выковыривыл тормозной барабан, вспоминать не хочется. Но через год все-таки пришлось.
Весной 1987 г. вознамерился привести в порядок ручник. На яме не снимая коробки, вроде навел порядок. Установил новые колодки, отрегулировал. Работает.
В начале лета стал замечать шум от ручника и периодические прихваты его. Решил в выходные поехать на дачу и в тишине разобраться с проблемой.
Суббота. Утро. Загрузился и еду. В те времена с бензином были некоторые сложности. Но по дороге у меня была заправка, где проблем не было. Отец заправлял там до горла и на неделю (320-350км) хватало. Собирался заправиться и я.
Еще на выезде из города стал прихватывать ручник. Схватит – отпустит. Без всякой системы. Где-то за 10км до заправки стало прихватывать так, что на прямой дороге пришлось переходить на вторую передачу. Уже стал подумывать не заходить на заправку, а тянуть до дачи. Горючего должно хватить, а встанешь на заправке, потом не тронешься.
Но у самой заправки отпустило и я нырнул.
У колонки стояла ГАЗ-24.Я встал за ней и ждал очереди. Из под машины струился дымок. Пахло гарью.(окна открыты).В полном спокойствии открыл дверь и нагнувшись заглянул под машину.
КОРОБКА ОХВАЧЕНА ОГНЕМ!!!
С нее капает масло и под машиной горящая лужица. Хорошо что мотор я ещё не заглушил, а сзади никто не подъехал. Задним ходом вылетел за пределы заправки. Бегом к ближайшей полке с огнетушителями. Схватив один, бегом к машине. Вижу, заправщик вылетел из своего аквариума, схватил ещё один огнетушитель и бежит за мной.
Врубив огнетушитель (он четко выбросил ржавую пену), лег рядом с машиной и поливаю коробку. Огонь сбил. Поливал, пока не кончилась пена. Огонь вспыхнул снова, видимо барабан был сильно раскален. Вторым огнетушителем быстро сбив огонь, охлаждал барабан.
Вроде потухло. Дрожат руки и колени. Вижу из салона идет дым. Отрываю коврик укрывающий коробку. Тлеет снизу. В машине есть 2-х литровая канистра с водой. Залил.
Вроде ВСЕ. Сел на землю. Дышу.
Машина вся в пене. Ржавые пятна с потолка салона долго не отходили. Рубашка на мне пошла пятнами (углекислота).
Умылся, завелся, подъехал к колонке и заявляю - ПОЛНЫЙ БАК.
Он что-то пробормотал про сердце льва или быка, я уже не припомню.
Доехал на дачу, снял коробку, выдрал все внутренности ручника.
Летом того же года поменял тормозные шланги и шланг РЦ сцепления. Причем короткого не было ,купил тогда 3 тормозных и один из них установил на сцепление, свернув кольцом.
1988 год. Время года не помню.
До этого с жидкостью БСК проблем не было. Просто покупалась и, не глядя, доливалась.
После очередной доливки, или прокачки (не помню) потекло все что могло.
Мне даже в голову не приходило, что систему надо промыть и заправить ОДНОЙ жидкостью.
После многократных замен манжет по кругу, наконец, сделал это. Но в качестве жидкости что применить не знал, так как думал что причина в плохой совместимости новой жидкости с манжетами. Как после выяснилось,21-е манжеты терпят многое но не смесь этого.
Кончилось тем, что Батька скупил в аптеках всю касторку, какая была. Во всяком случае её накопилось аж около 2 литров. Бутиловый спирт у него был.(химик).
Разобрал я всю систему (машина на камнях) промыл спиртом, продул насосом, заменив все манжеты, собрал и заправил смесью 50 на 50 спирта и касторки.
Стрельба по площади дала эффект. Мозгодерство прекратилось.
Далее повествование опирается на цифры и даты.
1993 Май 747 тыс.
Правая передняя нижняя манжета
1994 Июль 757 тыс.
Регулировка эксцентриков тормозов
1994 Ноябрь 760 тыс.
Глухая манжета сцепления ГЦ
1995 Февраль 762 тыс.
Регулировка эксцентриков
1995 Август 766 тыс.
Осмотр тормозов. Колодки на подходе. Но не менял, почистил и собрал.
1996 Август 774 тыс.
Наклепал и заменил все передние колодки (на задних колесах тоже передние)
1996 Декабрь 779тыс
Глухая манжета сцепления ГЦ
1997 февраль 780 тыс.
Регулировка эксцентриков
1997 Август 787 тыс.
Рабочий цилиндр сцепления. Замена манжеты.
1997 Ноябрь 790 тыс.
Регулировка эксцентриков
1998 Октябрь 799 тыс.
ГЦ сцепления. Глухая манжета и поломана пружина. Под рукой пружины не было и поблизости не нашлось. Растянул обломки и скрепил витки проволокой. Собрал (пока не найду)
1999 Май 803тыс
Заменил пружину ГЦ сцепления

Июль 1999 г. 805 тыс.
К этому времени остаток смеси касторки и спирта кончился. Решил рискнуть и залить в систему БСК местного производства. Она по цвету и консистенции очень была похожа на правду, но пахла скорее парфюмом но не как БСК. Её запах не забуду.
Опять разобрал всю систему. Все промыл новой жидкостью. Старая выходила почти черная. Все подозрительные манжеты и пыльники заменил.

Июнь 2000 г. 811 тыс.
На заднем мосту, защитная спираль протерла тормозную трубку. Повезло,что заметил сырость в неположенном месте(промок чулок между картером и колесом посередине). При экстренном торможении был бы отказ. Трубка отвинтилась без потерь(сам удивляюсь). Зачистил и облудил поверхность трубки на 1 см в обе стороны от прорехи. Зачистив и облудив медную проволоку диаметром 0.5 мм, намотал её виток к витку на трубку (бандаж). Пропаял от души.
Откровенно сказать, мыслил что временно. Но поиски путных медных трубок с подходящей резьбой пока ничего не дали.
Тогда же, покупая жидкость для долива, увидел в продаже БСК Российского производства. Кажется Питер. По запаху вроде что надо а вот цвет – раствор марганцовки да и жидковата. И вдвое дороже нашей. Решил так. Запах, это значит спирт то что надо, а краситель ну и черт с ним. Моя смесь вообще лимонного цвета была и ничего. Вот только вязкость… Взял 3 бутылки, решил менять (лучшее враг хорошего).

Июль 2000 г. 812 тыс.
Слил всю старую жидкость. В общем, потемнела. Но не так чтобы уж очень. Продул компрессором трубки. Залил новую. Прокачивал до тех пор пока не потекла свежая.
После этого, ощущения такие, как если бы гидропривод превратился бы в механический.
Видимо сжимаемость у этой «жидкости» как у воды. А может она на водной основе и была, хотя спиртом пахла (слабо кстати).

Август 2000 г. 813 тыс
Говорят, что так бывает. Ищешь, что-то черт знает, где и как, а ОНО у тебя под носом.
В былые времена недалеко от дачи был типа дома престарелых. Называлось это «Комбинат надомного труда глухонемых». В числе прочей дребедени они производили КРАСНУЮ тормозную жидкость.
Рванул туда. Пожалуйста, жидкость есть. Причем в стандартных бутылках, со стандартными этикетками БСК, с указанием ГОСТа и ПРОИЗВОДИТЕЛЯ!!!!.
На запах и цвет ТО ЧТО НАДО (слава Богу на вкус не пробовал). На радостях одну бутылку уронил и расколотил прямо у них в магазинчике. Забрызгал пол магазина и себя.
НАКОНЕЦ ДОЛГОЖДАННЫЙ ЗАПАХ БСК.
Слил опять всё (хоть система промылась), залил ЕЁ. Ну, думаю, наконец-то всё!

Апрель 2004 г. 831 тыс. км.
Человек предполагает, ну а реальность не всегда бывает желаемой.
Как я упоминал, при замене жидкости в 2000 году, она потемнела.
Уже тогда в душу стали закрадываться сомнения о коррозии в системе. Собственно её следы на крышке ГЦТС подтолкнули меня к замене. Жидкость, которая, как мне показалось, хорошо напоминала нормальную БСК, как выяснилось со временем, таковой не оказалась. Коррозия в системе сильно развилась.
В очередной раз потекла манжета поршня ГЦС (22 мм не глухая). В салоне запахло жидкостью, а на гофре, прикрывающем шток педали, появилась капля. Разобрал РЦТС. Промыл его бензином и ужаснулся его внутреннему виду. Странно он все-таки коррозирует – шариками. Они, попадая в цилиндры, вызывают задиры на поршнях и зеркале. Поршни в свою очередь коррозируют тоже.
Решил залить свежую жидкость. Опять БСК. Были мысли купить касторки и смешать с медицинским спиртом (бутиловый найти не удалось). Да добрые люди образумили. Температура кипения бутилового 110, а этилового 78 градусов. Летом в жару мог быть отказ. В общем РЦТС отдраил до блеска подручными средствами (щетка, нож отвертка и т.п.). Систему продул сжатым воздухом. Пролил через неё жидкость, пока отовсюду чистая не пошла (1 литр лишний потратил на это). Все работает.

Начало июня 2004 г. 833 тыс. км.
Друган пожаловался, что на Еразе его достал ГЦТС. Часто накрываются манжеты ГЦ сцепления. Подозревая в износе ГЦТС, изыскал аж два. И вот мы вдвоем навалились на наши машины. То что на фото – это состояние ГЦТС после очистки до блеска (см выше) и чуть более месяца эксплуатации.

На Еразе было ещё покруче.
Не могу вразумительно объяснить почему, но решили залить Люксойл ДОТ-4. Для этого систему надо было освободить от остатков БСК. Так вот, перед заменой жидкости, я на своей машине систему опустошил, продул компрессором и пролив лишним литром ДОТ-4, заправил им же. На Еразе же, друган перед заливкой ДОТ-4 пролил систему винным спиртом (только не надо меня(нас)за ето дело ХХХХХ), а потом пролив её литром ДОТ-4 заправил им. Результат не замедлил сказаться. В результате, мне пришлось через неделю менять ВСЕ манжеты по кругу, а Ераз бегает да сих пор - не протекло ничего. Манжеты у нас были одинаковые и из одного котла, жидкость ДОТ -4 тоже. Видимо промывка спиртом помогла. Но очистить от механических тел РЦ полностью, думаю, вряд ли удалось без разборки. Наученный горьким опытом, вскрыл все рабочие цилиндры. Как я и опасался, коррозия и грязь была везде. Но более всего в передних верхних. Поршни там пострадали сильнее остальных (фото).

Зеркала цилиндров тоже не походили на новые, но глубоких рисок к счастью не имели.
Припомнил, что как-то подарили мне РЦТ передних колес (в сборе). Разобрав их, был несколько озадачен. Поршни как на 21й,без саморегулировки и с пружинкой, а манжеты 24-кины. 21-я манжета на них естественно не налезла. Поскольку они давно лежали, решил не искушать судьбу и купив новые манжеты, установил эти поршни в старые цилиндры.
Разобранные цилиндры тщательно очистил, заменив манжеты и поврежденные пыльники, собрал. Отмечу, что НИ ОДНА манжета не была распухшей. На всех на них были следы износа, как будто прошлись грубой шкуркой.

Потом промыл систему спиртом. Сперва открыл все штуцера на колесах и одел на них трубки, чтобы колес не заливать особо. Потом отсоединил трубки от ГЦТС. Опустошил ГЦТС в подставленную бутылку нажатием на педали. Трубки продувал сжатым воздухом подсоединяя шланг от компрессора прямо к отключенным от ГЦТС концам. Гидропривод сцепления тоже.
Потом подсоединив трубки обратно, залил спирт. Причем предварительно закрыв все штуцера на колесах, и оставив открытым только правый задний - самый дальний. Лил спирт до тех пор, пока из штуцера не потек чистый. Потом закрыв дальний штуцер, открывая по очереди - задний левый, передний правый-верхний а потом нижний, передний левый верхний и нижний добился выхода чистого.
Опять опустошил систему, как раньше и продул.
Заполнил систему жидкостью, так же как и спиртом, с той же очередностью, как и выше.
Опять опустошил и продул систему и наконец заполнил свежей жидкостью. Прокачал в той же последовательности как указано выше - задний правый, задний левый, передний правый (верх потом низ), передний левый (верх, потом низ).
При такой последовательности,заполняется вся магистраль,а затем отводы.

Тормозные колодки к этому моменту прошли около 60 тыс. Состояние – как в 95 году на 766 тысяче – на подходе. Буду готовить новый комплект. Но вот вылившаяся на них жидкость, привела к интересному эффекту. Обычно залитые БСК колодки достаточно было протереть тряпкой с бензином. С ДОТ-4 этот номер не прошел. Не держит и всё тут.
Пришлось колодки ошкурить наждачной шкуркой. Вот тут появилась ассоциация, как будто колодки намазаны клеем. Нет, растормаживаются они нормально. А вот работать тормозной педалью пришлось аккуратно. А то эффект, как с непривычки на машине с вакуумным усилителем. А при интенсивном торможении со скорости 60 и выше даже не визг, а ИСТОШНЫЙ ВИЗГ. Оборачивались даже глухие. Но за недельку притерлось и стало нормально.
Пару раз делал контрольный осмотр, со снятием барабанов. Вроде сухо. Уровень жидкости стабилен. Оптимистично подумываю – поживем, увидим.


=ПРЕДИСЛОВИЕ=

= ДВИГАТЕЛЬ=

= система смазки= =система охлаждения= = система питания= =система зажигания= =система выпуска=

=ТРАНСМИССИЯ= =ХОДОВАЯ ЧАСТЬ= =ТОРМОЗА= =КУЗОВ= =ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ=

 

Hosted by uCoz