=ПРЕДИСЛОВИЕ=

= ДВИГАТЕЛЬ=

= система смазки= =система охлаждения= = система питания= =система зажигания= =система выпуска=

=ТРАНСМИССИЯ= =ХОДОВАЯ ЧАСТЬ= =ТОРМОЗА= =КУЗОВ= =ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ= =ДИСКИ И РЕЗИНА=

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

В этом разделе рассматриваются вопросы, связанные с передней и задней подвесками и рулевым управлением машины.
В общих чертах многолетние впечатления следующие:
Подвеска ГАЗ-21, обеспечивает высокую плавность хода и устойчивость на дороге, при движении с умеренными скоростями. Ей присущи высокая прочность, надежность и грузоподъёмность. Но объективно было бы заметить, что возможности её не беспредельны. Да, подвеска позволяет двигаться по разбитой дороге с высокой скоростью, перевозить за раз 30 кубиков (вес 1 шт - 32кг) или 15 мешков цемента. , взбираться на тротуары и ездить по парковым ступеням. Не открою Америки, сказав что, это снижает срок службы, как деталей подвесок, так и самого кузова. Развиваются усталостные трещины, возникает остаточная деформация деталей. Бывают и поломки. Нарушенная геометрия подвески и кузова, на глаз может быть и незаметна. Но, тем не менее, появляются необъяснимые случаи быстрого износа шин, потери устойчивости и управляемости, изменений зазоров панелей кузова и. т. п. С подобными вопросами довелось встретиться и мне. Первую поломку рессоры помню хорошо.

Лето 1971 год.
Я как раз перешел во второй класс. Произошло это во время очередного дальнего путешествия. При движении по шоссе, послышался щелчок и удар по кузову снизу. Машину повело, но Отцу удалось удержать её на дороге и благополучно остановиться. Помню, что заднее левое колесо уперлось в брызговик и обтиралось о него. По-видимому, обломился коренной лист у переднего уха, и мост уехал назад. Это потом происходило ещё не раз.
Прямо на дороге, поддомкратив машину, что-то привязывали проволокой. По-видимому, отодвинув мост вперед, проволокой пытались зафиксировать его в этом положении. Проехав немного, до ближайшего нас. пункта, изыскали где то за пол дня что то (может главный лист), починились и переночевав, поехали дальше. В дальнейшем подобные случаи были. Точных дат и информации о принятых мерах история не сохранила.

1983 год.
Я сам был за рулем. В передней подвеске был случай поломки стабилизатора поперечной устойчивости. При повороте раздается звук, напоминающий удар в рельс. Резко усилился крен в повороте. Стабилизатор обломился по месту изгиба, на выходе из втулки.
При замене выяснилось, что коррозия так проела стойки стабилизатора, что при попытке отвернуть, одна из них перекрутилась и сломалась. Тогда же, на сервисе, перебирали переднюю подвеску. Перебирали от и до. С заменой шкворней, разверткой втулок рейберами и т.д. ( до этого этим занимался только Павел). Хорошо помню ,что пытались и не смогли отвернуть болты крепления полумесяцев(оси верхних рычагов). Заменили только втулки на них.

1987год.
При движении по городу, нос машины стал раскачиваться в вертикальном направлении. Это сопровождалось буханьем в передке. Остановился. Выхожу, левое колесо имеет непривычный наклон внутрь крыла сверху. Осмотр показал - обломились болты крепления полумесяца. На сервисе срезали клепку крепления кронштейна полумесяца. Отрезали, установленные внутри него втулки с остатками болтов. Токарь выточил новые и их приварили. Кронштейн, привинтив болтами за отверстия от заклепок, приварили тоже. Всё это продержалось два года.

1989год.
Втулки, выточенные на сервисе никто не закаливал. Болты из них просто вырвало через резьбу. Дело было на даче. Ковыляя, доехал до райцентра. Там цех по изготовлению металлоконструкций. Приварил полумесяц к поперечине, а кронштейн верхнего крепления амортизатора к нему. До сих пор жалею, что не приварил НОВЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ тогда. Тогда же решил поменять чашки пружин. Сильно были изъедены коррозией и имели трещины в зонах крепления стоек стабилизатора. Одновременно решил корректировать осанку машины. Как-то мне подарили кусок резины с обувной фабрики. Это был отрезок резиновой как бы трубы, с подходящим под пружины внутренним и наружным диаметрами. Разрезал ее на 4 кольца толщиной по 1.5 см каждая. Меняя чашки, подкладывал эти кольца снизу и сверху пружин. И хотя резина была очень прочная, резать пришлось ножовкой, она, продавившись под прутком пружины, повторила форму чашки. В результате, верхние отбойные буферы уперлись в ограничители. Морда стала ощутимо выше. Меняли ли до этого пружины, точно не знаю. Возможно, что они родные. После этого, пружины с машины не снимались. Сейчас, зазор между буферами и ограничителями на пустой машине, составляет 3-5мм. То, что я переборщил, я понял через год. Пару раз исчезал резиновый буфер правого борта. Затем поломался его кронштейн. Долго не мог найти. Привязывал проволокой резиновый шланг к верхним рычагам, иначе сильный стук при полном отбое подвески. Нашел и поставил в 1995 году.

1991 год.
Позвонил Отец. Сказал что с машиной что-то не то. Не может выехать с работы. То что я увидел, напоминало ситуацию с поломанной шаровой опорой у Жигулей. Правое переднее колесо, вогнувшись внутрь, сдвинулось назад и уперлось в кузов. Машина могла только двинуться назад, на метр-два. Сломалась стойка. Точнее, оторвалась от стойки часть, в которой шкворень фиксируется штифтом. Менял прямо там. Хорошо, что была одна новая стойка в запасе и счастье, что правая. Батя привез на такси, пока я разбирал. Уехали своим ходом.

1992 год.
Сломались болты крепления полумесяца правого борта. Ситуация повторилась в точности. Так же приварил. И то же старый. Тогда же удалось приобрести новую поперечину подвески. С тех пор всё собираюсь поставить.

Февраль 1993 год. 744 тыс. км.
Давно уже имеет место быть износ рулевого механизма. Регулировочная гайка завинчена глубоко, подтекает сальник, да и сошка на шлицах вот-вот провернется, из-за износа шлицев вала. Понабирал б/у-шных частей редуктора. В общем, где-то 2,5 редукторов с корпусами и рулевыми валами. Причем один из валов кажется от ЗИМа. Ну, ощутимо длиннее. При развороте во дворе, раздался громкий щелчок, и руль стал легкий-легкий. Обломились болты крепления рулевого механизма к лонжерону. Механизм повис на одном, коротком болте, видимом из моторного отсека (повезло, что во дворе). Детальный осмотр показал, что один из болтов поломан уже давно, место излома сильно заржавело. Разобрал. Из имеющегося БУ добра и своего редуктора, собрал один. В общем, ничего, да вот регулировочная гайка опять сидит глубоко.
Корпус не менял, хотя было 2 штуки. У одного так же сидел обломок винта, из чего делаю вывод, что это распространенный недуг. Кроме того, на бронзовой втулке вала сошки были сильные задиры. У другого было помято гнездо сальника вала сошки. Могло течь при использовании. Остаток болта удалось аккуратно высверлить ,не повредив резьбу.

Июль 1993 год. 749 тыс. км.
Сломался главный лист правой рессоры. Перебрал и, устанавливая заменил все втулки.

Август.1995 год. 766 тыс. км.
Попалась в журнале ЗР статья о способе рихтовки рессор. Ничего подобного видеть не приходилось. Лист рессоры укладывается на трубу большего диаметра вогнутой стороной и простукивается острым концом тяжелого молотка от краев к середине. Сила ударов должна быть такова, чтобы на ударяемой поверхности образовывались легкие вмятины.



По утверждению автора, на вмятинах происходит растяжение, а с внутренней стороны рессоры наклеп. Я сделал. Рессора действительно меняет профиль. Стучал до тех пор, пока не увеличил прогиб на 5 см. (исходный профиль обвёл мелом на земле). Подгонял подкоренные листы к главному, с зазором в 5 мм с предыдущими. После этой операции, поставить рессоры на место оказалось не просто. Но преодолел и это. Задняя часть машины ощутимо поднялась. Даже в какой то момент стало казаться, что просели пружины. В течение месяца произошла некоторая усадка. Потом положение стабилизировалось. Тогда же произвел перезаправку задних амортизаторов.

Май 1996 год. 772 тыс. км.
В левом переднем амортизаторе отвинтилась гайка от штока поршня. Симптомы следующие: при движении, левая передняя часть машины приподнимаясь, становилась на жесткий упор (шток внутри амортизатора упирался во что то) и повторяла все волны дороги. Отремонтировал и перезаправил оба. Очевидно надо было заниматься всеми четырьмя одновременно.

Август 1996 год. 774 тыс. км.
Подарили стойки передней подвески в сборе с поворотными кулаками БУ. Люфты в шкворнях не особенно ощущались. Поставил на машину, заменив резьбовые пальцы и втулки, масло в ступицах BP, и один наружный подшипник ступицы справа.

Сентябрь 1996 год. 775 тыс. км.
Собрав переднюю подвеску, углы установки колес выставлял сам. Отвесом, линейкой и т д. Вроде было нормально. В сторону не тянуло, не рыскало. Отъездив 1000км вознамерился на сервисе углы уточнить. С левой стороной покончили быстро, а с правой завозились и в конце мне было сказано, что там что-то погнуто, возможно стойка. Спорить я не люблю. Выезжая, почувствовал, что машину тянет влево. Дома во дворе увидел глазом, что правое колесо имеет отрицательный развал. Поставил ровно, на глаз, без отвеса и т.д. Нормально.

Август 1997 год 785 тыс. км и Январь 1998 год 792 тыс. км.
Вот с таким интервалом поломались рессоры. Причем не только главные, но и некоторые подкоренные листы. Перестарался я с рихтовкой видимо. Перебрал, заменил втулки но не рихтовал. Главные листы покупал БУ. Как-то Отец покупал новые, они быстро просели и поломались. У одного разогнулось переднее ухо.

Август 1998 год. 797 тыс. км.
Решил все таки заменить шкворни как положено. Рейберы еще от Павла оставались. Купить все что положено и не б/у оказалось несложно. Резьбовые пальцы и их втулки выглядели хорошо. Поставил, поменяв их местами, помня о неравномерном их изнашивании. Так они до сих пор и стоят. Люфты конечно уже есть, но в мыслимых пределах. Летом будем смотреть. На осях верхних рычагов заметный износ. При установке новых втулок, обернул резьбу двумя слоями тефлоновой пленки, толщиной 0.5 мм. Смазываю как обычно. Масло в ступицах заменил.

Сентябрь 1998 год. 798 тыс. км.
Рессоры перебрал, слегка рихтовал, смазал и укрыл изоляционной лентой от газопровода. Заменил все втулки. Протянул болты крепления нижних осей рычагов передней подвески и законтрил проволокой. Регулировал развал и схождение. Чуть позже уточнял углы установки колес по нагреву. Вычитал в ЗР, что для заднеприводных машин, при оптимальных углах, нагрев передних колес меньше чем задних. Добился с 4х попыток, уточняя только схождение.

Июль 1999 год. 804 тыс. км.
Перебрал рулевую трапецию. Просто разобрал, все промыл и поменяв местами внутренности, собрал. Поверх металлических пыльников, установил резиновые, от тормозных цилиндров. Продержались они года 3. Сейчас все в разрывах. Заменил все резинки стабилизатора.

Август 1999 год. 805 тыс. км.
Ремонт и заправка всех амортизаторов. Менял сальники, притирал тарелки клапанов и заменил пару-тройку пружинок клапанов. В ход пошли старые, отслужившие и поломанные амортизаторы. Впервые ощутил резкую разницу в поведении машины. По дороге на дачу был участок с множеством выбоин на асфальте. При скорости более 45-50 ощущался дискомфорт. Я поймал себя на том, что ехал по этому участку 70. И это при том что до переборки амортизаторов, раскачиваемая машина замирала, не делая более одного движения вверх, когда прекращали прикладывать усилие. Видимо, эта проверка может показать только, что амортизаторов уже нет.

Октябрь 1999 год. 807 тыс. км.
Заменил масло в ступицах, хотя пробег всего 10 тыс. Решил заменить сальники ступиц (замасливались тормозные щиты) и масло попалось STP c молибденом. Его же затолкал в подшипники полуосей, в помпу и выжимной.

Август 2000 год. 812 тыс. км.
Ремонт рулевого механизма. Люфты в нем особенно не доставали, но регулировочная гайка уже утопилась настолько, что стопорную звездочку пришлось снимать, иначе не удавалось накрутить контргайку. Кроме того сильно беспокоила сошка, требующая все чаще подтяжки. Она уже стала налезать на лысую от шлицев часть вала. При разборке слезла почти сама. Предыдущая переборка показала, что с БУ деталями можно добиться лишь непродолжительного улучшения. Пошел к Дедам на базар(а где их нет?). Купил чего надо было. Кое-что из давно новых деталей было в запасах. Не поменял только корпус и рулевой вал. При сборке надо выдерживать натяг в подшипниках. Причем для новых несколько повышенный. Использовал безмен (базарный динамометр). Установил на место и заправил маслом ,оставшимся от КПП. (немного поработало в ней). OPET SAE 85/90 GL-4 с молибденовой добавкой. Пару раз с интервалом в 2-3 тысячи регулировал редуктор. Последний раз на 818 тысяче. Тогда же добавил остаток масла в ступицы.

Май 2002 год 824 тыс. км.
Последнее время стал донимать странный скрежет сзади. Выяснилось, что металлическая втулка в ухе рессоры проворачивается. Закернить ее по месту не удалось. При разборке она выкрошилась. Снял размеры. Заказал токарю. Но чтобы её запрессовать и развальцевать, пришлось снять рессору.

Октябрь 2003 год. 828 тыс. км.
Обнаружил трещину на ухе правой чашки пружины. Пока заварил с усилением 8мм катанкой.

Январь 2004 год. 830 тыс. км.
Замена всех рессорных втулок Рессоры нуждаются в переборке. Укрытие уже приходит в негодность, скрип, смазка помогает плохо. Вытекает из дырявого чехла. Недавно обнаружил люфт в шкворне справа. Выяснил, что изношен фиксирующий шкворень штифт. Заменил. Шумы в подвеске пропали. Ещё могу добавить, что памятуя Папашины номера с перегрузкой машины, устанавливал дополнительные листы рессор. Их изготавливал из отслуживших коренных с отломанными ушами. Таких накопилось тогда штуки 4. Оставшиеся уши срезал сваркой. Ею же дырявил листы по краям и вставлял в дыры резиновые буферы от передней подвески. Дополнительные листы ставил под предпоследний подкоренной (2й снизу). Да, под грузом машина шла хорошо, но пустая была жестковата и на гармошках отплясывала ламбаду. После 1993 года вернулся к стандартным 9-ти листам.

Май 2004 832 тыс. км.
Наконец толком потеплело. Решил разобраться с рессорами.
Вскрытие показало, что на обоих поломано по листу. Слева поломан лист с ушками крепления крайних хомутов. Справа пятый сверху. В запасе были старые листы. На 2 рессоры набралось бы. Скомпоновать удалось.
Очистив листы от грязи и ржавчины, произвел легкую рихтовку листов левой рессоры, так как замечал некоторый крен влево (способ см. выше). Перед началом рихтовки главного листа, обвел его контур мелом на асфальте. Затем рихтовкой добился увеличения прогиба в центре на 10-15 мм (раньше делал на 5 см, это оказалось много). Остальные листы подгонял к главному с зазором в центре 5мм.
При сборке промазывал листы графитной смазкой. Родные хомуты на рессорах отсутствовали уже с последней сборки. Мною были использованы старые ленточные хомуты от патрубков радиатора. Выдержали. Под них прокладывал резину от родных хомутов, а при её отсутствии полосы из камер. Опять поставил все это. Противоскрипные прокладки пришли в полную негодность. Прекрасно выручил комплект от Москвича 412.
Собранную рессору «прошпаклевал» с боков маслом и обмотал полосами плотной ХБ ткани. Сверху неё, как и раньше обмотал изоляционной лентой для газопровода. У краёв прихватил монтажными ремешками. Чехлы можно выкроить и из плотного кожзаменителя и укрывать рессоры шнуровкой. Со временем это можно расшнуровывать и пополнять смазку.


Само собой при сборке установлены новые рессорные втулки. Их вырезаем из рессорных втулок ГАЗ-24, с таким расчетом, чтобы с каждого края гнезда они выступали на 2-3 мм. Это обеспечит их плотное прихватывание. С этой же целью выдерживаем их перед установкой в чистом бензине. Затяжка серег производится, когда машина стоит на колесах. А для затяжки стремянок рессоры полагается нагрузить. Я для этого поднимаю домкратом переднюю часть машины, по диагонали к затягиваемой стремянке.
Как все это выглядит в результате – видно на фото. После сборки задняя часть машины не надолго, но ощутимо поднимается.

И хотя рихтовка была легкая и чисто символическая, между срезом арки заднего крыла и краем диска получилось почти по 6-7 см. В течение недели произошла усадка до 2-3 см. На сегодня – июнь 2004 и 833 тыс. км изменений нет.

Август 2004 г. 834 тыс. км
Решил проревизировать переднюю подвеску и рулевые тяги.
Особых претензий к ним не было. Износ шин равномерный, увода и рыскания нет. Криминальных стуков и скрипов не прослушивается. Но имеет место разлохмачивание резиновых пыльников, натянутых поверх металлических на наконечниках рулевых тяг, а так же ощущение люфтов (подвеска дышит). Имеются в наличии два новых крайних наконечника от УАЗа в сборе. А так же изношенный стопорный штифт шкворня с правой стороны.
Разобрал рулевые тяги. После промывки можно было констатировать умеренный износ и годность шарниров для дальнейшего использования. Вот только крайние шарниры, будучи не родными и имеющими пластмассовые вкладыши - на пределе. Давно зная об этом, мною были приобретены шарниры от УАЗа, внешне очень даже подходящие. Но примерка показала, что конусность пальцев УАЗа и 21х неодинакова. Входят они в отверстия сошки неплотно. И даже если нахально притянуть их, могут разбить отверстия со временем. Пришлось в очередной (надеюсь последний) раз поджимать вкладыши и устанавливать наконечники обратно. Кстати на них очень четко сели жигулевские пыльники. Чего не скажу о родных шарнирах. Туда поставил пыльники от РТЦ поверх родных металлических.
Собрав тяги, отрегулировал схождение, измеряя его рулеткой. На сегодня (07.09.2004 г. 835600 км) сколь нибудь заметного изменения в темпе износа шин не видно.
Разобрал шарниры передней подвески. Подложив под чашки пружин подставки и сняв колеса, можно оценить люфты. В общем, они были в мыслимых пределах как указано выше. И я повторил все операции как на 797 тысяче в 1998 году. То есть, все промыв, собрал обратно, поменяв местами резьбовые пальцы, не трогая эксцентриковых втулок. В качестве пыльников здесь, использовал нарезанные гофрированные чехлы от штоков педалей.
На оси полумесяцев наматывал свежей тефлоновой ленты.
При разборке, остатки старой ленты присутствовали. И как я понимаю, основное свое назначение - компенсация зазоров в изношенном шарнире, успешно оправдывали. Так как стуков при езде не было.
В общем, шарниры эти прослужили 60 тыс. за 8 лет (с августа 96-го). Выглядят прилично и послужат ещё.
Штифт шкворня заменил. Люфт в шкворнях сравнялся и очень невелик. Пока жить можно.(37 тыс. с 98 года).
Сколь нибудь заметных изменений в поведении машины нет. Разве только пропало ощущение "дышащей" подвески. Движение по шоссе с большими скоростями устойчиво. Никаких корректировок рулем не требуется. Уводов при торможении не наблюдается.




=ПРЕДИСЛОВИЕ=

= ДВИГАТЕЛЬ=

= система смазки= =система охлаждения= = система питания= =система зажигания= =система выпуска=

=ТРАНСМИССИЯ= =ХОДОВАЯ ЧАСТЬ= =ТОРМОЗА= =КУЗОВ= =ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ= =ДИСКИ И РЕЗИНА=

 

 

Hosted by uCoz