Двигатель | Трансмиссия | Подвеска |
Здесь я приведу практические рекомендации по смазке узлов и агрегатов ГАЗ-21, а также постараюсь рассказать каким смазочным материалам следует отдать предпочтение. Открыв в первый раз "Руководство по уходу автомобиля ГАЗ-21" 58 года издания, и внимательно изучив всё, что касается смазки автомобиля, я понял, что многие смазочные материалоы уже давно не выпускаются промышленностью. Пришлось потратить некоторое время на выяснение какими современными смазками можно заменить те, что применялись 45-лет назад. В итоге вырисовывается очень даже благоприятная картина. На смену целому ряду густых смазок пришли четыре основных универсальных - "Литол-24", "Циатим-201", "ШРУС", "ШРБ-4", "Фиол-1". В настоящее время их можно найти в любом автомагазине. Если Вы только что приобрели ГАЗ-21 и теряетесь в чужих рекомендациях, то вышеперечисленные густые смазки понадобятся в любом случае. Например, "Литол-24" следует применять там, где ранее рекомендовалось применять "Солидол", "УТВ 1-13", ЯНЗ-2. Это универсальная смазка, которой можно смазывать и шприцевать большую часть узлов ГАЗ-21, поэтому лучше взять его побольше.
Ниже я приведу перечень густых смазок, рекомендуемых для применения к узлам ГАЗ-21.
"ЛИТОЛ-24":
а) подшипники ступиц передних колес;
б) подшипники водяного насоса;
в) вал распределителя зажигания;
г) муфта и подшипник выключения сцепления (выжимной);
д) шлицы карданного вала (одна пресс-масленка) НЕ ПУТАТЬ С ШАРНИРАМИ :-);
е) нижний подшипник валика переключения передач;
ж) подшипники полуосей задних колес;
з) допускается для шприцевания шарниров передней
подвески и рулевых тяг (кроме шкворней).
"ЦИАТИМ-201":
а) подшипники генератора (можно применять "ЛИТОЛ-24", при
этом менять в 2 раза чаще);
б) подшипники ступиц передних колес (за неимением "ЛИТОЛ-24",
при этом менять в 2 раза чаще).
"ШРУС" или "ШРБ-4" - лично я (и не только) рекомендую использовать вместо "ЛИТОЛ-24" для шприцевания шарнирных соединений передней подвески и рулевых тяг (допускается для смазки шкворней, при условии норамльного прохождения смазки).
"ФИОЛ-1" или
старый "НИГРОЛ" - шкворневые узлы передней
подвески, шарниры рулевых тяг. Что из них предпочтительнее не знаю, лично я
шприцевал и тем и другим. Результат одинаково хорош, смазка немного жиже, чем
"ШРУС" или "ШРБ-4" - руль вращается легче. Единственное,
приходится в 2 раза чаще шприцевать, так как такая смазка вымывается и вытесняется
гораздо быстрее.
В конфе "авто-ретро" рекомендуют для зимы "ФИОЛ-1", т.к.
"НИГРОЛ" дубеет на морозе, но я зимой не езжу, поэтому сказать ничего
не могу. Скажу лишь одно, не вздумайте шприцевать шкворни
используя "ЛИТОЛ-24"! Поскольку это густая смазка, то каналы
внутри шкворней забиваются и потом их ничем не пробьешь, шкворень останется
без смазки, появится сначала люфт, потом грохот, а потом возникнет необходимость
перебора этого узла, а это великий гемор! Проверено на личном опыте. Хотя опыт
некоторых волгарей говорит, что Литол-24 недопустим только если в шкворневом
узле используются игольчатые подшипники. В подвеске моего автомобиля используются
игольчатые подшипники и я их шприцую нигролом. Можно также вместо нигрола использовать
трансмиссионное масло, предназначенное для главных передач большегрузных автомобилей
вязкостью SAE-140. Это масло погуще гипоидного трансмиссионного масла. Рекомендуют
также "ФИОЛ-1" или, на худой конец "ШРУС"
или "ШРБ-4". Ещё раз повторюсь, что это справедливо
для шкворневых узлов с игольчатыми подшипниками. Если же применяются обычные
бронзовые втулки, то ЛИТОЛ-24 применять можно, но зимой всё же применять его
не желательно.
"ГРАФИТНАЯ СМАЗКА" - используется для смазки рессор.