ЗАДНИЕ МЫСЛИ
ЗР № 11.2002 страницы: 134
РЫНОК
/МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК
КАК ОЗВУЧИТЬ ЗАДНЮЮ ЧАСТЬ САЛОНА?
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ
Командир!
Мне на заднюю полочку парочку "шесть на девять" подбери, какие получше...
В самом деле, как же обойтись без задней акустики? Мы ведь с детства помним,
как наши родители "музифицировали" новенькие "Жигули" -
конечно же, все внимание уделялось задней полке! Спереди места нет, двери -
тоненькие, а таких слов, как "проставка" или, того хуже, "подиум",
тогда будто бы и не было... А задняя полка - вся из себя плоская и относительно
широкая - так и видела себя акустической системой.
Говорят, динамики "шесть на девять" (имеются в виду их размеры в дюймах)
были придуманы неким господином Питером Дженсоном еще в тридцатых годах прошлого
столетия. Целью изобретения овального динамика вместо круглого была как раз
экономия места: площадь диффузора остается большой, а впихнуть изделие на узкую
полку значительно удобнее. Удобная компоновка, хорошие низы - что еще?
Современные "шесть на девять" выглядят эффектно - большие магниты,
хромированные корпуса... При всем при том среди меломанов отношение к подобной
акустике далеко не однозначное - истинные корифеи презрительно морщатся от одного
только упоминания заднего расположения динамиков. Их кредо простое: звук бывает
либо фронтальным, либо никаким! При идеальной установке аппаратуры так оно и
есть, однако на практике, ограниченной реальным бюджетом, идеал редко достижим.
А раз так, то "задние мысли" вполне имеют право на существование.
Вот об этом и поговорим.
ПОЛНЫЙ НАЗАД!
Тем, кому хочется иметь звук и спереди, и сзади, нужно очень хорошо подумать,
прежде чем тратить деньги. В том смысле, что уж если собрался их потратить,
то постарайся извлечь из этого максимум выгоды.
Начнем "от печки" - вернее, от "шесть на девять". У нас
- обыкновенная "музыка", без усилителя, и нам просто хочется, чтобы
было "пониже", погромче и "покруче". Что ж - ради бога:
приобретаем "Эм-бэ-куарт" или "Кенвуд": это примерно 110
долларов. Кстати, у "Кенвуда" есть эксклюзивные динамики "семь
на десять", они могут потянуть сотни на полторы. Если кошелек позволяет,
то можно взять и "Фокал", долларов эдак за 180 - это будет просто
шикарно. Если же финансовая ситуация обыкновенная, то можно довольствоваться
"Джей-ви-си" или "Пионером" - это стоит долларов 60-70.
Можно также обратить внимание на не столь именитые изделия за 40-50 условных
единиц. Кстати, нам нужны динамики free air - дословно переводится как "открытый
воздух". На деле это означает, что для раскрытия своих способностей им
не нужен специально подобранный корпус. Почти все динамики "шесть на девять"
именно такими и являются, но на всякий случай уточните у продавца, дескать,
это "фриэйрные" или нет? Он вас сразу зауважает.
Купили? Прекрасно - ставить динамики мы уже умеем! Напоминаем - крепим их к
кузову мощно, стационарно - через проставки и кольца, как на дверях! На седанах
это проще: задняя полка там - силовой элемент, жестко связанный с кузовом. Кстати,
не забывайте, что динамики частенько воруют, поэтому лучше расположить их скрытно.
В той же "классике" нужно прорезать в полке дырки - при этом разнести
их как можно шире - для стереобазы, но не приближаться к краям ближе чем на
10 см. Динамик прикручиваем под полкой снизу, а легкую филенку кладем сверху.
Прилагаемые к динамикам сетки можно выпрямить деревянным молоточком и посадить
сверху на термоклей или как кому удобно. А сверху - акустическая ткань: красиво,
очень прочно и... ничего не видно. Звук будет достойный: динамики работают на
объем багажника (тот самый free air). Чем лучше багажник изолирован при этом
от салона и чем меньше в нем посторонних предметов, тем лучше.
Владельцам хэтчбеков и универсалов сложнее - возни больше. Да и звучать там
все это хозяйство будет похуже, поскольку багажник не отделен от салона. В той
же "Самаре" филенку обязательно надо усилить фанерой - она даже от
собственной тяжести прогибается, а с тяжелыми динамиками ей и подавно не совладать.
Можно изготовить или просто купить новую "музыкальную" полку - на
рынках их полно. Кстати, в ряде случаев необходимо усилить пластиковые боковины,
на которые она ложится. И, кстати, не забудьте приладить с краю отдельный разъемчик
на четыре контакта - он вам очень пригодится, когда полку нужно будет снять
для загрузки багажника "под потолок"...
Что еще? Шумоизолировать и проклеить весь пластик, проложить вместо штатных
провода большего сечения. Только вот...
Только вот, как бы это помягче сказать, - для людей, придирчивых к качеству
звука, есть альтернативный вариант...
КТО ПРОСИЛ ДВАДЦАТЬ ГЕРЦ?
Нет, если уж очень хочется, то ради бога - покупайте и "шесть на девять",
и "семь на десять"... Но есть мнение, что те же деньги любителям мощного
баса лучше потратить несколько иначе и вместо упомянутых динамиков купить...
усилитель! Ей-богу, если не перегибать палку, то можно взять недорогое изделие
долларов за 80-90 - даже отечественное. А к усилителю подкупить такую замечательную
штуку, как сабвуфер - долларов за 50. И, пожертвовав пару каналов усилителя
на этот самый сабвуфер, останется просто почувствовать разницу!
Cабвуфер с усилителем способен выдать вам реальные 20 герц - никакие "шесть
на девять" этого не умеют. Поэтому, на наш взгляд, в ряде случаев этот
вариант гораздо предпочтительнее. Если же покупка усилителя и сабвуфера вашими
финансами не предусмотрена, а готовенькие динамики "шесть на девять"
уже, скажем так, приватизированы - тогда, конечно, есть резон уделить им внимание.
Впрочем, всегда имеет смысл ставить перед собой максимальные задачи...