Немецкое LUKошко для УАЗа
(из газеты ЗА РУЛЕМ-Регион №8 (40) май 2003 г. стр. 42)
Как известно, один из наиболее проблемных узлов УАЗов
старшего поколения - сцепление, особенно корзина. У нее устаревшая
рычажно-пружинная конструкция, и лапки постоянно приходится регулировать: они
изнашиваются, да и просто ломаются. А с новым семейством мощных двигателей нагрузка
на сцепление значительно возросла и проблема надежности корзины усугубилась.
Такой мотор стоит и нашем УАЗе, поэтому, когда по прошествии 40 тысяч километров
сцепление начало пробуксовывать, я понял: пришла пора его заменить.
Казалось бы, думать не о чем: сейчас на новые УАЗы, в основном шестидесятого
семейства устанавливаются современные корзины сцепления с диафрагменной пружиной
(их еще называют лепестковыми). Однако, диаметр ведущего диска у такой корзины:
меньше, чем у рычажной. Поэтому для её установки нужен и новый маховик. Но маховик
нового образца на место старого не встает: первый крепится к коленчатому валу
семью болтами, второй – четырьмя. Значит, нужно сверлить новые отверстия в старом
маховике, потом его балансировать, причем лучше бы вместе с коленвалом. А нельзя
ли как-нибудь попроще?
Оказалось можно! Мне на глаза попался комплект немецкой
фирмы LUK, выпущенный специально для УАЗа. В коробочке – лепестковая корзина
и ведомый диск. Диаметр ведомого и ведущего диска как у рычажной корзины, значит,
комплект можно устанавливать на любой УАЗовский маховик, хоть нового, образца,
хоть старого. Такая корзина может работать и со стандартным УАЗовским ведомым
диском. У этого сцепления есть ещё один неоспоримый плюс: больший диаметр дисков
позволяет передавать больший крутящий момент. И еще один – огромный ресурс.
Минус – высокая цена: 3200 рублей. Однако я решил не жадничать и приобрел «вражеское»
сцепление, которое установили на мой УАЗ без проблем. Выжимной подшипник в комплект
не входит, поэтому
приладили волговский на предварительно проточенную муфту: считается, что срок
службы этих подшипников больше, чем УАЗовских. За работу взяли 700 рублей, еще
250 - за выжимной подшипник и проточку муфты. Итоговый расход - 4150 рублей.
А какой могла бы быть экономия? УАЗовское диафрагменное сцепление стоит примерно
1100 рублей, столько же - маховик нового образца да еще минимум рублей 300 -
ведомый диск. Но возникли бы проблемы при установке, а значит, дополнительные
расходы, которые не поддаются прогнозированию. Не говоря уже о качестве исполнения...
Я никого не агитирую, просто констатирую факт: надежная немецкая лепестковая
корзина сцепления для старого доброго «уазика» существует, индекс комплекта
— LUK 625 2339 09.
Напоследок совет из личного опыта всем, кто решится на эту или любую другую
операцию, связанную с демонтажем коробки передач. Отдавая машину в ремонт, поинтересуйтесь,
на скольких гайках будет закреплена коробка, а при получении машины обязательно
проверьте. Дело в том, что существует мнение, активно поддерживаемое разгильдяями
от автосервиса: достаточно трех гаек из имеющихся четырех. Левую верхнюю, видите
ли, неудобно затягивать. Затянуты должны быть все четыре гайки.
Анатолий НЕСТЕРОВ, Нижний Новгород.