РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
ЧТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ АВТОВЛАДЕЛЕЦ, ПОЖЕЛАВШИЙ ВЫГЛЯДЕТЬ "КРУТО"?
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИН
Для одних людей автомобиль
еще роскошь, для других - только средство передвижения. Но встречаются и такие,
для кого он, главным образом, средство удовлетворения своих амбиций. Моральную
сторону этого аспекта обсуждать здесь не будем. А вот о безопасности давайте
поговорим, причем как тех, кто занимается специфическим тюнингом, так и окружающих.
ГОЛУБЫЕ
ФАРЫ
Человека, превращающего автомобиль в новогоднюю елку, нет смысла спрашивать,
зачем он это делает. Наверное, считает, что так его машина выглядит "круче",
или верит, что колба лампы, покрашенная в голубой цвет, резко увеличивает световой
поток.
Развеять последнее заблуждение мы попросили специалистов отдела световых приборов
НИИ Автоэлектроники. Для большей убедительности купили семь пар цветных ламп
- тех, что чаще встречаются в торговых точках Москвы. Многие с интерференционным
покрытием - переливающимся всеми цветами радуги. Для сравнения взяли и обычную
лампу от проверенного производителя (попадавшего ранее в наши тесты).
Изделиям учинили проверку на соответствие действующим стандартам. Вначале оценили,
какой световой поток вообще способна дать лампа, затем измерили светораспределение
- сколько света попадает на дорогу, на обочину, а сколько - в глаза встречным.
Уже первые замеры заставили усомниться в незаурядных возможностях чудо-ламп,
о которых сообщал текст красивых этикеток. Несмотря на немалую цену, шесть образцов
из восьми не дотянули до требований стандарта по самым банальным показателям
- световому потоку в режимах ближнего и дальнего света. Попросту говоря, количество
света, испускаемое лампами, очень мало. Не мудрено, что в более тяжелой номинации
- обеспечивать сложное светораспределение - приемлемый результат таких изделий
весьма сомнителен.
КАК
НИ КРУТИ
Оценивая параметры светораспределения,
специалистам действительно приходится крутить лампы. В зависимости от того,
как они будут установлены на стенд, получим и разные результаты. В случае с
нашими, не совсем обычными лампами действовали все же по самому обычному алгоритму.
Вначале каждое изделие ставили на стенд так, чтобы освещенность в точке 0-0,
расположенной точно по центру (см. рисунок), соответствовала 0,7 лк. Это считается
нормой для доброкачественной продукции. Проверяли, что выдает каждая из ламп,
и, если она проваливала требования стандарта (Правило ЕЭК ООН № 20), давали
ей последний шанс - помещали так, чтобы обеспечить в центральной точке максимально
допустимую освещенность 0,84 лк. Но теперь уже честно заносили в протоколы все,
что получается, даже если у лампы не получается ничего. А таких горе-лампочек,
как, наверное, можно догадаться, оказалось много. Все, кроме одной! Причем единственная
прошедшая испытания - обычная лампа штатной мощности и хорошего качества. Впрочем,
была еще пара "модных" образцов, про которые можно сказать мягче -
у них получилось не все или совсем немногое. На общем уровне это смотрится почти
удовлетворительно, хотя продавать такое, конечно, нельзя. И уж тем более - ставить
на машину.
ПО
БОЛЬНОМУ МЕСТУ
Уж сколько раз твердили: не приобретайте для своей машины изделия сомнительного
качества, тем более те, что напрямую влияют на безопасность. Не покупайтесь
на модный голубой цвет "а-ля ксенон" или низкую цену за безродное
изделие. Такие при надписях на упаковке 120/110 Вт зачастую освещают дорогу
в 5-6, а то и в 8 раз хуже, чем нормальная лампа штатной мощности 60/55 Вт.
Причем слепят встречных водителей куда сильнее, чем допустимо.
На многих голубых изделиях мы обнаружили любопытную надпись - 60/55 Вт (120/110
Вт). Такая двойная маркировка, по заверению продавцов, означает, что потребляемая
лампой мощность - обычная, 60/55, а светит (!), как 120/110 Вт. Впрочем, как
на самом деле светит каждый из купленных нами образцов, можно увидеть в таблице,
где приведены и требования стандарта.
Есть, конечно, и у именитых производителей голубые лампы, способные уложиться
в строгие требования, но не стоит думать, что дорогу в голубом свете будет видно
лучше. Скорее наоборот, поскольку человеческий глаз с меньшей охотой воспринимает
то, что смещено в синюю область спектра.
Делайте выводы, господа!
1. "Осрам" (Osram)
С бесцветной колбой.
Мощность / 60/55 Вт.
Цена / 85 руб.
Маркировка полностью соответствует Правилам ЕЭК ООН № 38. Лампа с большим запасом
уложилась во все требования. Этот конкретный образец прошел бы и более строгие
сертификационные испытания, где по ряду показателей требования на 20% строже.
2. "Вестек" (Vestec)
С интерференционным покрытием
колбы.
Мощность / 60/55 (120/110) Вт.
Цена / 270-300 руб. за пару.
Этикетка желтого цвета.
Маркировка вызывает сомнения, поскольку содержит фрагменты, давно не применяемые
в современных изделиях. Отсутствует знак ультрафиолетовой защиты. Пожалуй, единственное
из похожих друг на друга цветных изделий, более или менее приблизившееся к требованиям
стандарта. В режиме ближнего света одна из пары таких ламп на 3-4% не дотянула
до нормы по световому потоку и на 8% хуже отработала в одной из точек при формировании
светового потока. Правда, все это достигнуто после повторной установки - при
максимально допустимых 0,84 лк в центральной точке.
3. "Ксенон" (Xenon)
С колбой синего цвета.
Мощность / 60/55 Вт.
Цена / 270-300 руб.
Надпись "Made in Korea".
Маркировка указывает на омологацию в Германии, однако с тем же номером официального
утверждения, что и у пары других голубых коллег. Похоже, производители всего
этого добра оперируют данными в маркировке, не особо задумываясь над их смыслом.
Знака ультрафиолетовой защиты нет. На этикетке много заманчивых надписей: лампа
заполнена ксеноном (Xenon gas filler), революция в автомобильном свете (Car
lighting revolution). Между тем отработало изделие плохо. Недобор по световому
потоку в режиме ближнего света свыше 30%, дальнего - почти 40%: показатель -
один из худших. Правда, после двух установок отклонения от требований стандарта
по основным показателям чуть превысили 20%.
4. "Ксенон" (Xenon)
С колбой синего цвета.
Мощность / 60/55 Вт.
Цена / 270-300 руб.
Этикетка темно-синего цвета. Надпись - "Made in Korea".
В отличие от своей почти полной копии (см. образец 3), изделие не имеет знаков
омологации на лампе. Все та же сладкая песня про ксенон и новую революцию, но
чуть больше несуразиц. Так, на упаковку лампы отчетливо нанесено слово Eaglite,
которое мы не смогли корректно перевести на русский, а вот на самой лампе выдавлено
уже другое Eagleye - по-нашему вроде "Орлиный глаз". В общем, не то
логотип, не то товарный знак, но где-то написан с ошибкой. Недобор по световому
потоку 30-45%. Светораспределение с отклонением от требований стандарта у одной
из двух ламп... до трех раз (!) - очевидно, после двух установок. Вторая лампа
в паре получше, но на нормальную тоже не тянет.
5. "Вестек" (Vestec)
С интерференционным покрытием
колбы.
Мощность / 60/55 (120/110) Вт.
Цена / 270-300 руб. за пару.
Этикетка зеленого цвета. Маркировка вызывает все те же сомнения, что у аналогов;
знака ультрафиолетовой защиты нет.
М-да, чем дальше в лес, тем больше дров. А начиналось все так хорошо. Вполне
сносный световой поток, уложившийся в требования при режиме ближнего света.
Вот только из-за криво расположенной нити накала одна из ламп в точке 75R (см.
рис.) показала освещенность меньше нормы в 6,86 раза! И это за 300 рублей! Надо
ли говорить, что обе лампы в полтора раза сильнее слепят встречных и много слабее
качественных ламп в режиме дальнего света.
6. "Вестек" (Vestec)
С интерференционным покрытием
колбы.
Мощность / 60/55 (120/110) Вт.
Цена / 270-300 руб. за пару.
Этикетка синего цвета.
Другой цвет этикетки не принес с собой удовлетворительной маркировки.
Третье изделие со схожими внешним видом, этикеткой и качеством, если о таковом
вообще уместно говорить. Несоответствие ламп почти по всем проверенным параметрам.
Наибольшее отклонение - то же, что у предыдущего образца - в 6,86 раза. Только
теперь "выдающийся" результат у обоих изделий в паре. Будем считать,
что расположение "вестеков" по цветам - от плохого к очень плохому
- случайно. Очевидно другое: общее низкое качество.
7. "Фениция"
(Phoenicia)
С интерференционным покрытием
колбы.
Мощность / 60/55 Вт.
Цена / 55 руб.
Название - звучное, а в остальном... Уже знакомые нам 30-40% недобора по световому
потоку и уникальное по своей отвратительности светораспределение. Одна из "фениций"
установила абсолютный рекорд за все время испытаний нами различных ламп - в
точке 75R она выдала 1,1 лк (!) при допустимых для серийной продукции не менее
9,6 и норме для высококачественной лампы - 12 лк. Да и в точке 50R поделка показала
1,3 лк вместо тех же 9,6. Итого почти девятикратный недобор в одной точке и
более чем семикратный в другой. Супер.
8. "Вестек" (Vestec)
С интерференционным покрытием
колбы.
Мощность / 60/55 Вт.
Цена / 270-300 руб. за пару.
Этикетка белого цвета.
Ба, старые знакомые. Хоть предыдущее изделие и установило абсолютный рекорд
по вредительству, четвертого представителя славной семьи "вестеков"
мы оценили еще ниже. Его результаты лишь немногим уступают достижению горе-рекордсмена,
но они почти одинаковы у обеих ламп в паре. То есть, если у "фениций"
одна лампа рекордсмен и еще одна просто гадость, то у этих "вестеков"
- оба представителя борются за рекордно плохие результаты. А командные достижения
всегда были в почете. В общем, так плохо делать лампы даже теоретически сложно.
Может, это спецзаказ для странных русских?