Ремонт штатного приемника А-18С

Прежде чем начать подробное описание сего процесса я хочу выразить огромную благодарность председателю нашего клуба Усачеву В.Е. за то, что безвозмездно передал мне сей девайс. По его словам он был в рабочем состоянии.

Как только я пришел домой я первым делом решил проверить его работоспособность. Оказалось, что он действительно рабочий, только очень сильно свистит. В первую очередь я нашел схему и прикинул, что такое может быть из-за неправильной работы преобразователя или фильтра питания, а может быть и УНЧ. Для начала разобрал блок питания.

Да, ну и грязен! Кошмар! Наверное, если просто почистить, то работоспособность значительно улучшится!
Итак, как я и предполагал изучив схему, блок питания содержит в себе два устройства на двух печатных платах. Одно устройство представляет собой блокинг-генератор преобразователя напряжения на транзисторе П4А (П4В) (верхняя плата на следующем фото), который преобразует низкое напряжение бортовой сети автомобиля в высокое для анодного питания ламп радиоприемника. На другой плате - самый обычный трехкаскадный УНЧ на транзисторах П13 (или П14) и оконечный двухтактный усилитель на транзисторах П413, выходная мощность аж целых 3 Вт! Не очень мощно, но ведь раньше всем хватало, и никто не жаловался!

В ходе подробного осмотра выяснилось, что все электролитические конденсаторы почти высохли напрочь, да ещё и от одного был оторван провод.

А целесообразно ли использовать родной УНЧ с двумя трансформаторами и прочей кучей радиодеталей? Проще будет собрать какой-нибудь покомпактнее, да и помощнее, а радиатор можно использовать родной, можно даже оставить радиатор с двумя отпаянными транзисторами, чтобы сохранить внешне первоначальный вид блока питания. Ну да ладно, с усилителем потом решим, а сейчас надо восстановить нормальную работоспособность самого приемника. Для этого я решил заменить все электролитические конденсаторы на плате преобразователя, затем проверить исчез ли шум и если он не исчезнет, то попробую подключить свой усилитель, может быть причина в нем.

Пройдясь по магазинам и радиорынкам я не нашел конденсаторов подобного типа, поэтому я взял немного другие, но с теми же величинами емкости и напряжения.

Спустя почти 2 месяца я дорвался до приемника, точнее время у меня появилось. Это было вызвано приближающимся праздником Победы, в связи с этим грядущей выставкой автомобилей клуба "Раритет", и ещё тем, что мне надоело ездить с дырой в торпеде. Надо было что-то делать. Взявшись вечером за паяльник, все электролиты были заменены на новые, не тронул по совету Отца только танталовые конденсаторы, почистил лампы, убрал пылесосом всю пыль. Собрал и включил от блока питания. УРА! ЗАРАБОТАЛО! Всё ок! Только блокинг жужжит всё равно, но уже не в динамике - это радует.

На следующий день зашел в магазин радиодеталей, приобрел динамик 5ГДШ-3. Он несколько меньше того, что должен устанавливаться за облицовкой с надписью "Волга", но такого как родной по посадочным местам я, к сожалению не нашел. Вечером я направился в гараж, чтобы установить всё это на положенное место.

Первая проблема, с которой я столкнулся - установка неродного динамика. Решил её так. Взял кусок ДВП, разметил те места, где должны быть шпильки под родной динамик. Затем приложил 5ГДШ-3 и разметил по его отверстиям. Просверлил помеченные места и начал высверливать овал не примеряя, прям на глаз. Прикладывая динамик к ДВП помечал карандашом места где нужно удалять лишнее и стачивал тем же вращающимся сверлом (точнее его боковой частью). После всего этого отрезал "изготовленное" от общего куска, прикрутил динамик и поставил эту конструкцию на штатное место.

Вторая проблема - я не знал где должен стоять блок питания с преобразователем. В гараже было не особо светло и я с фонариком лазил под торпедо минуты две. Оказывается прежний владелец одно отверстие для крепления сего девайса использовал для крепления самодельного фильтра питания для установленной когда-то советской кассетной магнитолы. Выкрутил фильтр и установил блок.

Итак, динамик - есть, блок питания и преобразователь - есть, теперь настал черед приемника. Недолго думая открутил самодельный кронштейн, на котором крепилась советская магнитола и стал примерять приемник. Он никак не хотел залазить, мешали кнопки. Пришлось их снять и на место установить уже после того как приемник занял своё штатное место.

Затем я присоединил питание (пока без предохранителя), все провода, динамик и повернул левую ручку. Сначала зажужжал блокинг, секунд через 10 из динамика раздалось шипение. Вращая ручку настройки сразу нашел "Маяк", "радио России" на УКВ, на СВ и ДВ ещё кучу радиостанций включая вешеперечисленные.

Всё отлично! Всё работает! УРА!

Время было уже совсем позднее, но я решился на установку родных часов и прикуривателя. Ну не нравится мне дыры в торпеде! После установки приемника дыра на месте часов стала просто бельмом.

Руки уже все равно испачкал, домой приду или поздно или очень поздно. Так лучше очень поздно, но с выполненной до конца задачей! Прикуриватель пришлось поставить современный, волговский (2410) с подсветкой. Если найду родной - обязательно поменяю. Часы поставил тоже родные, все-таки лучше их на торпеде никакие не смотрятся.

Когда закончил с установкой, глянул на свои часы, чтоб выставить автомобильные...Ё-моё! Почти час ночи! Придется ехать домой на машине.

Выехав, закрыв гараж, взял курс к дому. Естественно, включил приемник, поймал "Еворпу+" послушал "попсятину" минут 5 и понял, что звук уши режет. Перестроился на "Маяк", там как раз в канун Победы транслировали песни времен Великой Отечественной по заказам ветеранов, ну и послевоенные тоже. Ехать на машине 50-х среди ночи и слушать музон 40-60-х это что-то! Почему-то мне хотелось слушать, слушать и слушать песни тех лет, наверное в такой обстановке они звучат по-особенному. В общем, я остался доволен!

На момент написания я проездил с приемником около 2-х недель и выяснил примерно следующее.

(-) Чувствительность у него не очень. "Европу+" ловит не далее чем за 10 км от центра города, а в центре за панельный дом заедешь и качество приема - так себе.

(-) Треск при переезде через неровности. Учитывая тот факт, что вновь "выбранная" местная власть дорогами в принципе не хочет заниматься, то приемник часто приходится просто выключать. Здесь претензия скорее к дорогам.

(+) Очень чистый и мягкий звук. Помехи не слышно совсем, при условии точной настройки на конкретную радиостанцию.

(+) Отлично сочетается с приборной панелью и интерьером салона (оно и понятно).

Теперь мне осталось прикрутить штатную антенну вместо своего обломка над лобовым стеклом, припаять к ней коаксиал, подключить к родному приемнику. Кто знает, может с ней приемник ловить будет лучше, чем с современной выдвижной. Родная в 2 раза длиннее, чем выдвижная, да и колебательный контур в конце концов предусматривает её наличие.

Выдвижную использую ещё для чего-нибудь.

На этом пока всё.

Продолжение следует.

НА ГЛАВНУЮ

 

Hosted by uCoz