Часть 2. Контроль деталей и определение объема капремонта

Итак, двигатель разобран.


Отдельно лежит коленвал (КВ) с маховиком, поршни с шатунами, распредвал.

Первоначально все детали двигателя очень грязные и трудно определить степень их износа. Да и возиться в старом вонючем масле не очень радует. Поэтому было решено все хорошенько отмыть. Лучше на мойке "Керхер".

Мойка.

В ближайшей мойке "Керхер" выяснил что моются блоки под сильным напором. В каналы и в рубашку загоняют струю с температурой почти 95 градусов, при этом используя моющие средства, а также могут заправить любое моющее средство по желанию клиента. За все удовольствие от 3 (со своим порошком) до 5 уе. На следующий день отдал блок. Там мне его так продули, что я был удивлен. Каждый канал, каждое отверстие. Рубашку тоже. Продули раза два масляную магистраль через отверстия под фильтр и каналы коренных опорных шеек.


Потом я съездил в гараж, оперативно вывернул из КВ все пробки, расковырял гвоздем тот асфальт что был внутри (наковырял целый стакан!!!) и пока мылся движок я привез им ещё и КВ. Его мне тоже под напором продули весьма неплохо, причем бесплатно.


Пальцем если залезть, грязный становится только если в углах пошарить, а в целом чисто.

Шейки сразу промазал маслом. Единственное что я не сделал, так это не продул воздухом ни блок, ни КВ. И из блока не вывернул манометр и заглушку масляной магистрали спереди (куда некоторые манометр ставят). Гильзы маслом не смазал и они покрылись слегка коррозией. В общем это не страшно, все рано их я решил отдать в расточку. Всё остальное кроме поршней с шатунами сложил в гараже в поддоне и залил керосином.

Состояние деталей

1. Блок двигателя.
После помывки блок приобрел совершенно другой вид.


Втулки в постелях распредвала (РВ) имеют выработку и задиры.


Крышки коренных подшипников в нормальном состоянии.


Вкладыши имеют существенные задиры.
Так как гильзы в хонинговку принимают отдельно от блока, поэтому их нужно вытащить. Сначала я выбил 2 гильзы.


В гараже я нашел такую болванку по размеру гильзы с выступами которые опираются в края гильзы. Она на половину своего размера входит в гильзу, а второй половиной остается снаружи. Только ранее я не догадывался для чего она, хотел уже выкинуть. Перевернул блок и положив болванку на гильзу с нижней стороны я надставил деревянный брусок и начал лупить молотком. По-немногу гильза стала выходить и через некоторое время выпала из блока. То же самое проделал и с другими гильзами.


Внутри рубашки охлаждения блока оказалось много накипи и раковин. Резиновые кольца, уплотняющие гильзы уже давно задубели и растрескались. А по окружности всё в раковинах. Если удастся мне с накипью справиться, буду ставить гильзы на герметик во избежание попадания тосола в масло. Ещё у меня проскочила мысль, что я поторопился с мойкой блока. Нужно было его мыть после извлечения гильз.
Затем отмыл остальные части движка (поршни с шатунами, крышки головок шатунов, крышки коренных подшипников) и прочую мелочь. Всё отмылось доместосом+дося+фейри. Мыл в тазике, моющие средства лил от души.

2. Коленвал и вкладыши.
Ещё до мойки вывернув пробки каналов КВ я мрачно офигел. Были сильно забиты масляные каналы.


На ощупь пальцем, внутри колена черная тврдая хрень, если посильнее нажать - продавливается. Что-то типа асфальта в жару. В общем помыл его в керосине (сверху) и куда мог, закапал того же керосина шприцом через каналы смазки, чтоб откисла вся та дрянь, что находится внутри. На шейках есть небольшая выработка, но только на коренных.


Соответственно вкладыши коренные (особенно 2-й и 4-й) с сильными задирами - оно и не удивительно, масло по таким каналам почти не поступало к вкладышам.
Шатунные вкладыши стояли -0,05 мм (межремонтный размер), выработки нет вобще, а вот задиры сильные. Коренные - 0,50 (второй ремонтный размер) и все имеют небольшую выработку и задиры. Вкладыши узкие по всей видимости были от 24-ки.



3. Поршни, гильзы, кольца.
Внешний осмотр и замер показал, что они имеют размер 92,50. Сами поршни - не ахти.

На юбках почти всех поршней имеется выработка, а на двух, также на юбке, глубокие задиры. Задиры на юбках поршней как раз показываю на фото. Может и от недостаточной смазки цилиндров. Скорее всего было плохое масло или фильтр и отверстия для разбрызгивания в шатунах забились. По всей видимости движок эксплуатировался с маслом низкого качества типа М8. Поршни решил искать новые ремонтного размера 93 мм.
Гильзы осмотрел, но правда было темно и я не понял что к чему. Единственное что увидел это то что в нижней мертвой точке на гильзе есть нагар или налет по форме юбки поршня. Решено гильзы расточить под новые поршни ремонтного размера.
Кольца стояли новые, но старого образца (широкие). Если буду брать новые поршни, то придется и кольца к ним покупать нового образца. Мне рекомендовали немецкие SM. Их наверное и куплю.

4. Распредвал.
Внешний осмотр РВ показал, что на кулачках есть выработка, но не критичная, т.е. без сколов, больших углублений и прочего. Однако все же он требует проточки и углубления масляных каналов.

5. Шатуны.
Для начала отделил поршни от шатунов. Вытащил стопорные кольца, выбил деревянной палкой пальцы. Обнаружено, что бронзовые втулки в верхних головках двух шатунов свободно врачаются и если на них чуть нажать - выпадают. Более того на оставшихся двух они хоть и не вращаются свободно, но зато отверстия во втулках для смазки не совпадают с отверстиями на головках шатуна. Отсюда вывод - перепрессовывать все втулки и разворачивать их под пальцы. Крышки шатунов и коренных подшипников помечены - нашел заводские выштамповки и подобрал керненые. Единственное что, 4-й шатун всё же кривой (фото).


Я решил сделать из него прочнейший хомут приемной трубы глушителя. Отрезал болгаркой шатун от нижнего подшипника и соединил его с нижней крышкой Единственное что забыл когда ставил вместо стандартного хомута - подложить драные вкладыши. Без них половинки смыкаются не зажав трубы. На 3-м шатуне похоже не родная крышка. Там она хоть и помечена 3-мя ямками от керна и с шатуном вроде стыкуется нормально, но все хе какая-то она побитая и ощущение такое что её уже кернили до этого как от 4-го цилиндра. Заводской выштамповки с цифрой нет, задиры на выступах от отчила или ещё от чего. Были проблемы с проходимостю каналов из нижней головки шатунов, к боковому отверстию 3 и 4 шатуна. Прочистил цыганской иглой. Вот отсюда и задиры на поршнях.
Скорее всего придется искать или пару старых шатунов, затем их перевтуливать или комплект новых шатунов. Подгонять их по весу буду обязательно.

6. Масляный насос.
С виду вроде нормальный. Инструментов для замера и проверки у меня не было. Может он и нормальный, но все же если уж делать так по-нормальному и нужен новый маслонасос. Какой из маслонасосов выбрать я не знаю. Родной вроде покомпактнее, заборник у него плавает, но УАЗкин говорят мощнее и надежнее. Не знаю кого слухать, особенно по надежности учитывая качество современных запчастей. Может задиры вызваны ещё и плохой работой маслонасоса. Ранее я обращал внимание на то, что у него зазоры в трубопроводе в месте изгиба огромные там где предусмотрено как бы колено на трубке, чтоб заборник двигался. Наверное все же нужно поставить УАЗкин.

7. Маховик.
Здесь отмечен только лишь износ венца. Нужен новый венец, а перепрессовать его дело несколькох минут.

Общий вывод.
Прежний владелец не баловал двигатель качественным маслом, лил масла типа М8, АС-8 и прчий автол. Поскольку масло не обладало моющими свойствами, а фильтр грубой очистки старого образца его должным образом не очищал оно очищалось от частиц в шейках КВ как в фильтре-центрифуге. После явного клина (на что указывает гнутый шатун 4 цилиндра) двигатель был слегка откапитален и обкатан. Была произведена замена вкладышей и поршневых колец. Однако в виду того что КВ никто не удосужился почистить и по всей видимости во время обкатки применялось такое же масло низкого качества и плохой фильтр за сравнительно небольшой период обкатки новые вкладыши получили сильные задиры. Ещё добавлю предположение того, что КВ вобще не знал чистки каналов и, по всей видимости, из-за этого дважды протачивался по коренным шейкам (коренные вкладыши 0,5 при номинальных шатунных). Я вижу этому только такое объяснение. Ведь столько из колена асфальта было вымыто! Ужас! Удивляться нечего, природу и процессы не обманешь. Хорошо, что я его не поставил на двигатель, а двигатель на авто, а то уже бы клина где-нибудь словил и на галстуке пришлось бы тащить.

В общем я решил двигатель отремонтировать один раз и надолго.

Продолжение следует в 3 части.

Hosted by uCoz