УСТАНОВКА БОЛЕЕ МОЩНОГО И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТОПИТЕЛЯ
Сама конструкция системы подачи воздуха ГАЗ-21 была очень прогрессивна для тех времен и сохраняет свою актуальность до сих пор. Основа её - электродвигатель отопителя (ЭО) с крыльчаткой расположенные по схеме "беличье колесо в улитке". До сих пор системы вентиляции на основе этого схемного решения считаются самыми производительными и устанавливаются по cей день на все современные автомобили в том числе и на иномарки. Это существенно упрощает процесс модернизации, путем подбора современного ЭО и современной же крыльчатки что позволяет сохранить неизменный внешний вид всей системы, за исключением задней крышки современного электродвигателя. Для тех кто не в курсе, на ВАЗ-классике до сих пор ставят обычные пропеллеры. Кто ездил в таких машинах наверняка запомнил противный гул жигулевской печки, который хочется тут же выключить. В принципе этот недостаток с лихвой компенсируется хорошим радиатором отопителя, поэтому ЭО включать приходится не так часто. На автомобиле ГАЗ-21 наблюдается обратная ситуация. Даже при установке ЭО с крыльчаткой большей производительности, с виду огромный радиатор отопителя, (который по объему приблизительно равен 2 жигулевским) не обеспечивает должную теплоотдачу ввиду слабого протока через него охлаждающей жидкости из-за конструктивных недоработок. Это легко поправимо, но об этом в следующий раз, а сейчас более подробно расскажу о замене ЭО на более мощный. Штатный ЭО у меня стоял с 59 года по настоящее время и как я понял ни разу не подвергался разборке и ремонту. Даже маркировка сохранилась VII-59 12В 20Вт. Однако есть несколько причин по которым хотелось бы его заменить по причине малых оборотов и шумности его работы. Для начала была попытка установить ЭО МЭ218 от Москвича-2140, ГАЗ-53, 3307. Он мощнее на 5Вт и оборотистее, но тише. С виду как родной, разница только в размере и то неуловимая.
Вал у него такой же как и на родном ЭО, так что родная металлическая крыльчатка садится без проблем. Поездив с ним, ощутимой разницы в скорости подаваемого воздуха я не заметил. Потом изучил кучу материалов по модернизации отопителей на www.uazbuka.ru и понял что самый мощный мотор отопителя устанавливается на М-2141, ГАЗелях, Тавриях и имеет номер 511.3730. При мощности 90 Вт и 2 валах на каждом из которых крепится по 1 крыльчатке с разным направлением обдува по идее должен создавать ураганный поток. Выбрав свободный день я начал обзванивать авомагазины. В общем-то почти во всех волговских-газелевских такой ЭО оказаля в наличии. Прежде чем отправиться в ближайший из них я снял родной ЭО с крыльчаткой. Пришел, попросил показать 511.3730, покрутил в руках и что-то устанавливать его на штатное место как-то расхотелось по следующим причинам:
- отсутствие крепежных шпилек;
- открытость обмотки и щеток всем ветрам;
- наличие двух валов, один из которых не будет задействован.
Уже совсем разочаровавшись я вышел на улицу и увидел мирно курящего водилу за рулем пассажирской ГАЗели. Подошел, изложил суть проблемы, поинтересовался как дует ЭО, попросил включить. Водила сказал, что дует нормально, зимой хватает, но когда едешь один сзади все равно ещё огромный объем холодного воздуха который чтоб прогреть приходтся врубать дополнительную печку в пассажирском салоне. И тут он врубил салоную печку. Мне почему-то показалось что она дует если не лучше, то во всяком случае не хуже, чем водительская. Зашел обратно в магаз и попросил показать ГАЗелевский ЭО установленного в салоне. Я был приятно удивлен, когда мне выдали ЭО внешне отличающийся от родного только толщиной вала. На корпусе зналился номер 194.3730 12/60 !!! Последние две цифры мне очень понравились и я решил взять попробовать. Приложив его к пластине крепеления убедился что подходит он как родной. Учитывая что ЭО 511.3730 и 194.3730 имеют одинаковый диаметр валов, приобрел к нему ещё и пластмассовую крыльчатку водительского ЭО. Поскольку их там две и дуют они в разные стороны, приложив к родной выяснил что направление лопастей совпадают с левой. Крыльчатка по диаметру совпадает с родной, а вот по толщине на полсантиметра поуже. Пробовал вкрячить от 31029,2410. По толщине она такая же как родная, но к сожалению она по диаметру больше на полсантиметра и не входит в нашу "улитку". Не желая кромсать родную "улитку" решил остановиться на левой ГАЗелевской. Пусть она потоньше, но зато имеет загнутые лопасти, так что по идее должна дуть получше родной. В принципе можно родную крыльчатку рассверлить и одеть на вал современного ЭО, но я не стал, решив облегчить условия работы ЭО, ведь пластмассовая рыльчатка полегче будет. Ещё нужно к крыльчатке купить фиксатор, который её будет удерживать на вале ЭО. Теперь подключение. Для начала я закрепил ЭО на родной крепежной пластине используя те же гайки с родного ЭО, затем одел и закрепил крыльчатку на вале. Потом начал думать зачем на ЭО два провода, один красный, другой черный. Перед тем как устанавливать в "улитку" начал проверять работоспособность путем подсоединения напрямую к АКБ одного из проводов ЭО и соединения корпуса ЭО с корпусом автомобиля. При этом ничего не происходило, что при подключении одного провода, что другого. Уже думал, что мне попался бракованный или сгоревший экземпляр. Но потом решил по тупому подключить один провод к "+" АКБ, а второй к "-". При таком подключении клемм, ЭО вдруг резко дернувшись вокруг своей оси чуть не упал с крыла в моторный отсек!!! Значит работает! И мощи у него хватает с избытком! Закрепив минусовую клемму на массе и одной рукой придерживая двигатель подсоединил плюсовой провод. ЭО моментально дал такие обороты крыльчатки, что я даже отвернул лицо от создаваемого воздушного потока. Воодушевленный увиденным, взялся за установку. Оказывается что два провода это не первая и вторая скорость, как я по-началу предполагал, а ни что иное как "плюс" и "минус". Причем после установки всего этого хозяйства в "улитку" был подсоединен красный к "+" проводу, что шел на родной ЭО, а черный к "-" на корпус (плоскую клемму просунул между улиткой и крепежной пластиной ЭО). Закрутив все назад и подключив, проверил работоспособность уже из салона и с удивлением обнаружил наличие отсутствия воздушного потока в салоне. Зато воздух вовсю пер из люка воздухозаборника на улицу! Это меня больше всего удивило, ведь крыльчатку подбирал сравнивая наклон лопастей с наклоном родной крыльчатки. Оказывается если поменять провода местами, то крыльчатка вращается в нужную сторону! При этом нужно подать плюс на черный провод, а минус на красный. Вот и все примудрости. Другими словами установив тумблер, меняющий полярность подключения можно создавать обратный поток из салона на улицу, но я пока оставил как есть.
Вот так выглядит мой новый электродвигатель отопителя. Для более удобного подключения электродвигатель имеет двухконтактный разъем. К сожалению, вторую часть разъема пришлось искать в другом магазине. Ещё меня радует то, что сохраняется родная крутилка управления отопителем. В планах заменить ГАЗелевскую крыльчатку на более производительную от М-2141.
www.mygaz21i.narod.ru