СЛЕПИТЬ ВСЕГДА!
ПОХОЖЕ, ПОД ТАКИМ ДЕВИЗОМ ПРОДАЮТ ЛАМПЫ ГОЛОВНОГО СВЕТА

ЗР №6/2001 стр. 90, 91

КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ

Перегорела лампа фары? Нет проблем: выбирай "всепогодные", "гоночные", "супермощные" и т. д. А нормальные есть? Те, что и дорогу хорошо освещают, и встречных не слепят? Попробуем разобраться.
Объяснять, что в автомобиле свет бывает ближним и дальним, никому не надо. Последний хорош для езды по пустынной дороге, когда чем дальше видно, тем лучше. Благодать заканчивается с появлением встречного автомобиля. Разъезд при безжалостно бьющих в лицо лучах опасен - вместо дороги глаза видят лишь яркие сполохи. Да и едущему впереди водителю слепящие зайчики в зеркалах заднего вида вряд ли понравятся. Вот и приходится переходить на ближний, куда более демократичный свет. В России для него принята асимметричная система - "Европейский луч". Световой пучок "обрезан" по высоте специальным экраном под нитью накала. При этом глаза встречного водителя остаются выше светотеневой границы, в тени - в них попадает лишь отраженный, неяркий свет (см. рисунок).


Положение основных контрольных точек экрана на перспективном изображении дороги.

Главными контрольными точками являются: В50L, соответствующая положению глаз водителя встречного автомобиля, и Н - точка горизонта. Зато ничто не мешает подсветить свою полосу - асимметричные фары "пробивают" правую сторону дороги и обочину на тридцать процентов дальше левой.
На современных загруженных магистралях приходится ездить преимущественно с ближним светом. Поэтому все основные характеристики освещения связаны именно с ним. И многое зависит от источника - лампы. Самый распространенный сегодня тип - двухнитевая галогенная Н4 (см. ЗР, 2001, № 5, 6). О таких и пойдет речь.
Несмотря на кажущуюся простоту, лампа - изделие сложное. Так, при сертификации образца цоколь проверяют по двадцати параметрам, а колбу с "начинкой" - по двадцати трем. Но потребителю важно другое. Он должен быть уверен, что купленная в магазине лампа будет светить "как надо" и обеспечит ему комфортную и безопасную езду. Для этого она обязана соответствовать эталону, предписанному Правилами ЕЭК ООН № 20. Вот мы и решили это проверить, приобретя в магазинах Москвы и протестировав двенадцать образцов ламп разных производителей.
Сведения об участниках - по тексту на упаковках и данным, указанным на цоколе.
Световые характеристики лампы оценивались в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 20 (применительно к фарам с лампой Н4) по освещенности, создаваемой фарой типа 8702.3711 автомобиля ГАЗ-3102, в главных контрольных точках В50L, H, 75R и 50R экрана (см. рисунок), а также по максимальной освещенности и освещенности в точке Н в режиме дальнего света. При измерениях была использована методика НИИАЭ. На лампу подавалось напряжение 13,5 В, одновременно регистрировалась мощность, потребляемая каждой нитью, геометрические параметры тела накала оценивались по качеству светотеневой границы.
Итоги весьма неутешительны. Экзамен выдержали лишь четыре участника экспертизы под номерами 3, 4, 5 и 9.

3. Osram.
H4, 12V, 60/55W, НВ-2,
Germany
Штрих-код / 40
Цена / 80 руб.

4. Osram.
H4, 12V, 60/55W, Germany
Штрих-код / 40
Цена / 61 руб.

5. Philips. H4, 12V, 60/55W
allweather (всепогодная - прим. ред.),
UV Block*, Germany
Штрих-код / 87
Цена / 75 руб.

6. Philips. H4, 12V,
130/100W, Rally, Don't use in Europe (не применять в странах Европы - прим. ред.), UV Block, Germany
Цена / 270 (!) руб.

Лампа "Филипс" 130/100W (фото 6) хоть и сделана на совесть, но предназначена для автоспорта (на ней надпись - Rally) и не годится на европейских дорогах общего пользования. Все это указано на цоколе, но понятно лишь тем, кто знает английский.

* UV Blоck (STOP) - стекло колбы из специального материала, не пропускающего ультрафиолетовые лучи. Это требование внесено в Евростандарт (Правила ЕЭК ООН № 37) в 2000 г. По внешнему виду лампы не отличаются от обычных. Необходимы лишь в фарах с пластиковым рассеивателем - последний пропускает ультрафиолетовое излучение.

9. Teslamp. H4, 12V, 60/55W,
сделано в Чехии,
всепогодная, UV STOP
Штрих-код / 85
Цена / 80 руб.

Все остальные с треском провалились по причине несоответствия геометрических параметров конструкции, несовершенной технологии изготовления отдельных элементов и самой сборки, низкого качества примененных материалов. Конкретно это выразилось в следующем.

1. Tungsram.
H4, 12V, 130/90W
Штрих-код / 69
Цена / 30 руб.

2. Tungsram.
H4, 12V, 60/55W,
Штрих-код / 69
Цена / 26 руб.

Фактическая мощность "Тунгсрам" 130/90W (фото 1) примерно 60/50W, нить ближнего света расфокусирована на 5 мм;
"Тунгсрам" 60/55W: (фото 2) колба помутнела и покосилась - она сделана не из кварцевого жаропрочного стекла;

7. Narva.
H4, 12V, 60/55W,
Штрих-код / 40
Цена / 25 руб.

8. Narva.
H4, 12V, 130/90W,
Штрих-код / 40
Цена / 40 руб.

"Нарва" 60/55W: разрыв в цепи ближнего света; фактическая мощность "Нарвы" 130/90W составляет примерно 54/54W, колба негерметична - помутнела через несколько минут после подачи напряжения;

10. General Light.
H4, 12V, 130/90W,
Цена / 20 руб.

11. General Light.
H4, 12V, 60/55W,
Цена / 20 руб.

12. Super Light.
H4, 12V, 100/90W,
Цена / 20 руб.

Фактическая мощность "Дженерал лайт" 130/90W (фото 10) приблизительно 60/60W, колба почти мгновенно помутнела; "Дженерал лайт" 60/55W (фото 11): помутнела колба, из-за несоответствия геометрических параметров сильно размыта светотеневая граница; фактическая мощность "Супер лайт" 100/90W (фото 12) составила 80/60W, из-за несоответствия экрана ближнего света Правилам ЕЭК ООН № 37 светотеневая граница плохая.
Скорее всего, последние три лампы изготовлены в одной из арабских стран для внутреннего рынка и не соответствуют Европейскому стандарту.

Теперь о некоторых особенностях взятых на экспертизу ламп. Слегка окрашенные в желтый цвет и обозначенные как "всепогодные" вряд ли улучшат видимость в тумане, при снегопаде или в дождь - здесь главную роль играет не цвет, а специальное светораспределение. В основных фарах головного света, в отличие от противотуманных, оно не предусмотрено. Лампы, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, на большинстве российских автомобилей не нужны, так как эту функцию выполняет стеклянный рассеиватель самой фары. Так стоит ли переплачивать?
Д
авайте посчитаем, где и как нас обманули. Совершенно ясно, что нам всучили явную подделку - фирмы "Тунгсрам" и "Нарва" известны высоким качеством продукции и выпустить такой низкопробный товар просто не могли. Более того, в большинстве случаев нам продали бракованные изделия. Напомним: мощность у четырех ламп много ниже заявленной. Воистину, семь раз отмерь... И это при покупке всего лишь лампочки. А если помножить эту цифру на общее количество запчастей, то Остап Бендер с его (их не сто! - прим. ред.) сравнительно честными способами отъема денег покажется жалким дилетантом.

НАЗАД


Hosted by uCoz