АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ (ЗР №11/94)
Немало вопросов встает перед автомобилистом, когда отказывает генератор.
Как найти неисправность, чем различаются на вид одинаковые, но имеющие разные
обозначения приборы, как заменить один другим, в том числе импортный, и т.
п.?
Ответы на эти вопросы содержатся в публикуемом материале, взятым из журнала
"ЗА РУЛЕМ" №11/94.
ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ
Современные легковые автомобили оснащены генераторами переменного тока со встроенными
выпрямителями. Их электрические схемы пред-ставлены на рис. 1(рисунки пока не
выложил), а характеристики - в табл. 1 (скачать).
При знакомстве с ними могут возникнуть вопросы, поэтому небольшой комментарий.
Генератор Г221 автомобилей ВАЗ отличается от генератора Г250 (см. рис. 1, а)
тем, что в нем от точки соединения обмоток статора есть вывод, который подключается
к обмотке реле контрольной лампы заряда (типа РС702). При работе генератора
напряжение, снимаемое с этого вывода, вызывает срабатывание реле, контрольная
лампа разряда при этом гаснет, сигнализируя, таким образом, об исправности генератора.
Обмотка возбуждения генераторов Г221 и Г250 имеет только один внешний вывод
("67"или "Ш"). А вот у генератора 1601.3701 автомобилей
"Волга" обмотка возбуждения имеет два вывода "Ш" (см. рис.
1, б). Это объясняется различием в способах подключения регуляторов напряжения
(см. ЗР, 1993, № 2, с. 40).
Схемы генераторов Г-222, 29.3701-01 и 581.3701, имеющих встроенные регуляторы
напряжения, одинаковы (см. рис. 1, г) и различаются только обо-значением выводов.
Генератор 581.3701, правда, имеет дополнительный нулевой вывод, но в автомобиле
АЗЛК-21412 этот вывод никак не используется.
Отличительной особенностью генератора 37.3701, устанавливаемого на ВАЗ-2108,
-2109, является наличие трех дополнительных диодов - они предназначены для питания
обмотки возбуждения при работе генератора. Кроме того, наряду с выводами "30"
и "61" для соединения генератора с бортовой сетью автомобиля, сделано
разъемным и выведено наружу соединение обмотки возбуждения с выводом "В"
регулятора напряжения. Это позволяет при его неисправности подключить обмотку
возбуждения к выносному регулятору напряжения (см. ЗР, 1993, № 2, с. 42).
ПРОВЕРКА ГЕНЕРАТОРОВ
Работоспособность генераторов вначале целесообразно определить на автомобиле.
Для этого подключите тестер (в режиме вольтметра постоянного тока) между выводами
аккумуляторной батареи, включите дальний свет фар, пустите двигатель и установите
среднюю частоту вращения его коленчатого вала. Тестер должен при этом показывать
напряжение в пределах 13,5...14,5 В. Если оно одинаково как при работающем,
так и неработающем двигателе, то сначала проверьте натяжение ремня генератора.
Допустим, здесь нет от-клонений. Тогда отключите от вывода "67" ("15",
"61", "Ш") провод, соеди-ните с ним тестер, а другой провод
тестера подключите к "массе" и включите зажигание. Стрелка должна
отклониться, показывая напряжение бортовой сети. Если это не произойдет, значит,
неисправна цепь питания обмотки возбуждения от аккумулятора. Обычно в этом случае
достаточно зачистить и укрепить контактные соединения (в том числе и контакты
вибрационного ре-гулятора напряжения, если он есть) или заменить перегоревший
предохранитель.
При исправной цепи питания генератор нужно снять, разобрать и проверить его
обмотки и выпрямительный блок (порядок разборки различных генераторов описан
в ЗР, 1990, № 5 и 6, а общая схема проверки генератора приведена в ЗР, 1993,
№ 1). Не следует пугаться этих операций: разборка ге-нераторов - дело простое,
а неисправности обмоток и выпрямительного блока легко устранимы, поскольку чаще
всего это нарушение контакта или отпайка выводов.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ГЕНЕРАТОРОВ
Все генераторы, представленные в таблицах взаимозаменяемы, но особенности их
схем требуют иного подключения. Операции, которые необходимо при этом выполнить,
приведены в табл. 2 (скачать).
Для замены прибора каким-либо другим нужно найти в левом столбце таблицы строку,
где указаны типы заменяемых генераторов, а затем соотнести ее с верхней строкой
- в ней названы заменяющие генераторы. На пересечении этих "координат"
вы найдете указания по подключению нового генератора взамен старого. Например,
вы хотите заменить вышедший из строя генератор Г221 новым генератором 581.3701.
В графе на пересечении первой строки и предпоследнего столбца (обведено красным)
вы выясните, что для этого отключенные от выводов "30", "67"
и "0" генератора Г221 провода необходимо соединить соответственно
с выводами "+", "Ш" и "0" генератора 581.3701
и, кроме того, снять провода с регулятора напряжения РР380 (или 121.3702) и
соединить их между собой.
ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕРАТОРОВ ИМПОРТНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
По габаритам и конструктивному исполнению большинство генераторов зарубежных
автомобилей аналогично отечественным. Электрические схемы их несколько отличаются
от отечественных и приведены на рис. 2.
Все современные импортные генераторы постоянного тока имеют, кроме шести основных
диодов, три дополнительных для питания обмотки возбуждения генератора при его
работе (как у генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ-2108, -2109). Кроме того, некоторые
генераторы (см. рис. 2, в) снабжены дополнительным выводом "W" от
одной из фазных обмоток статора генератора. С этого вывода снимается пульсирующее
постоянное напряжение для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Обозначения выводов импортных генераторов отличны от отечественных:
вывод "В+" - основной ("плюсовой") вывод генератора (эквивалентен
выводам "+" и "30" отечественных генераторов);
вывод "DF" - вывод обмотки возбуждения генератора (эквивалентен выводам
"67" и "Ш" отечественных генераторов);
вывод "D+" ("61") - вывод дополнительного выпрямителя генератора
(эквивалентен выводу "61" генератора 37.3701).
Отсутствие принципиальных отличий в конструкции и размерах позволяет при необходимости
заменить импортный генератор отечественным. При замене генераторов с выносными
регуляторами напряжения (рис. 2, а) воспользуйтесь рекомендациями табл. 2 (для
генератора Г221), а при замене генераторов со встроенными регуляторами вам понадобятся
рекомендации для типа 37.3701.