Часть 7. ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ

Обкатка двигателя - не менее ответственный этап чем сборка. От обкатки зависит дальнейший ресурс двигателя. Из всех практических советов по обкатке, я выделил те, которые практически доказаны не один раз людьми, которые за всю жизнь не раз сталкивались с переборкой и ремонтом двигателей разных моделей автомобилей.
Обобщив всю полученную информацию я пришел к выводу, что существует 3 основных способа обкатки двигателя.

1. Грубый (колхозный, военный, и т.п.)
Холодную обкатку можно не делать, сразу завести и дать поработать, а там дальше типа притрется и т.д. и т.п. Все это допустимо для тех, кто согласен с ресурсом двигателя в 50-60 тыс.км до следующего капремонта.
Идеальный вариант для списания материальных средств. В моем случае это неприемлемо, я не настолько богат, чтоб так часто ремонтироваться.

2. По инструкции
Холодная обкатка при 1000 об/мин - 15 минут (зачастую на буксире)
Горячая обкатка при 500 об/мин - 30 минут
Горячая обкатка при 1000 об/мин - 60 минут
Горячая обкатка при 1500 об/мин - 60 минут
Далее ограничения в скорости и условиях работы двигателя также по инструкции.
В сравнеии с п.1 продлевает ресурс в 1,5 - 2 раза.

3. Бывалый
Холодная обкатка на стенде при температуре жидкости в системе охлаждения = 60 градусов с подачей очищенного масла - в течение 2-3 часов.
Горячая обкатка при 1000-1200 об/мин в течение 6-9 часов без нагрузки (без движения)
В сравнении с п.1 продлевает ресурс в 2,5-3 раза.

За неимением стенда я решил совместить условия п.2. с условиями п.3.

Для обкатки решил использовать масло BP Visco 3000 10W40. В конторе, продающей это масло + ещё Ликви Моли и Кастрол меня минут 15 убеждали в том, чтоб я обкатывал на полусинтетике BP Visco 3000 10W40, а не на синтетике BP Visco 5000 5W40 или Visco 7000 0W40. Дескать, на синтетике при обкатке возможен прихват. К тому же полусинтетика дешевле на целых 40 рублей за литр и т.д. В общем, убедили меня в том, что раз уж мне так сильно хочется, то можно залить Visco 5000 Visco 7000 тысячи через две, когда притрутся все детали.
Перед обкаткой залил горячую воду в систему охлаждения и подогрел масло в картере двигателя. Для системы смазки использовал качественный масляный фильтр Mann.
Далее буксировка. Хотел дернуть сразу, но потом на всякий случай проверил нормально ли вращается коленвал. Коленвал кривым стартером проворачивался вроде бы нормально ещё при регулировке клапанов. Движок был тогда без свечей, а усилие было примерно как на движке со свечами. Перед буксировкой где-то за 1 час в каждый цилиндр залил по 30 г масла. Далее все просто. Прицепился на трос к такой же ГАЗ-21И и разогнавшись до 20 км/ч под горку воткнул прямую передачу и плавно-плавно отпустил сцепление. УРА! Зачихпыхали горшки на паровозный лад! Включил зажигание и проверил по манометру - 4,5 кг!! УАЗовский маслонасос РУЛИТ! Двигались вокруг гаражей по асфальтовой дороге. Скорость не постоянна, но не более 30 км/ч. Лобовик сразу покрылся моросящим маслом. Крыльчатка от ГАЗ-3307 создает ураганный поток воздуха!! После 6,5 км буксиовки - обратно к гаражу.

Далее стал вопрос, как заводить движок. Была мысль с толкача, но это, в общем, варварство. С другой стороны стартер тоже жалко на тугом движке напрягать. Была попытка завести с кривого. АГА! ЩАЗЗЗ! Стартер мне было жалко, теперь на ладонях кровавые мозоли. Подсоединил стартер, благо АКБ у меня 77 А/Ч и начал крутить. После 5-й тугой попытки начал АКБ потихоньку скисает. В общем движок, крутился совсем туго и не заводился. Снова за кривой и тут я нащупал что при старте есть обратная отдача - раннее зажигание. После корректировки УОЗа стал движок стал потихоньку схватывать, но все равно не заводился. Я уже начал грешить на клапана, а оказалось карб К-126 ГУ с новья переливал и пропускал бенз изо всех щелей! Пришлось его протягивать, иглу регулировать не стал. Вывернул и просушил свечки. После этого попытка стартануть была уже почти удачной, и в следующий раз во время старта несколько раз нажал аксель (подсос при этом решил убрать) УРА!! Есть старт! короче К-126 ГУ как и любая наша новая деталь требует доработки напильником и кувалдой. Сделаю позже. Холостые меня немного не обрадовали. Движок поначалу сильно колбасило, я даже думал что что-то не так. Стуки и прочие звуки я расслышать не смог, т.к. выхлоп сравнимый по громкости наверное с тремя советскими танками все заглушал напрочь. Надо теперь искать спеца-гнульщика, чтоб штаны от газели под движок 4215 адаптировать под брюхо ГАЗ-21. Общаться в радиусе 15 метров вокруг машины было бесполезно. Через 3 минуты работы я его заглушил! И тишина (с)! Через минут 15 опять запустил и после того как двигатель вышел на режим рабочей температуры (85 градусов), работа его стабилизировалась, я слегка еще подкорректировал УОЗ, но все равно пропуски имели место. Выставив 1000 об/мин я его так и оставил на полчаса. Потом при 1200 об/мин ещё час (тоже плавали в пределах 100 об/мин). После того, как выставил 1500 работа стала почти ровной, но все равно через каждые 5-10 секунд возникал пропуск в работе цилиндра, не знаю какого, из-за шума определить было невозможно. В общей сложности движок с тремя перерывами по 15 минут проработал около 4 часов. Давление не менялось - 4,5 кг! Потом я проехал 5 км на 1-2 передачах. Сцепление LUK рулит!!! Троганье с места мягче, чем на жигулях! При трогании с места давление падало где-то до 3,5 кг, во время движения держались те же 4,5 кг. Я боялся, что после прогрева давление упадет, но нет, вроде все нормально. В общем, день был результативным!
На следующий день после остывания двигателя проверил затяжку ГБЦ. Пришлось тянуть снова до 12 кгМ, затяжка прослабла до 5-6 кгМ. Видимо современные прокладки качеством не блещут. Снова регулировка клапанов, а также подтяжка коллектора. Повторный старт показал, что работа двигателя даже на слух улучшилась. Подрагивание есть, но незначительное и только при пропусках в зажигании (свечки все же надо заменить). Шумность снизилась. Следующий старт уже после подсоединения выпускной системы показал, что двигатель работает нормально. По шумности сравнивал с двигателем автомобиля ОКА, прошедшим около 5000 км. Даже с открытым капотом мой новый двигатель работает тише, чем на Оке с закрытым. Но все же подстукивают толкатели. Это конечно не есть гут. Позже не совсем ровная работа и периодические пропуски вылечились путем установки энгельсовских свечек А17В вместо BRISK N17Y, которые, как оказалось, соответствуют А14В, а не как в магазине сказали А17В. При движении придерживаюсь скорости 60-65 км/ч (2000-2200 об/мин), стараюсь ездить только по трассе. Чтоб не задерживать поток, наклеил большой шильдик на крышку багажника с ограничением скорости в 50 км/ч. Указанной скорости и стараюсь придерживаться. В ближайшие 2000 км более 60 км/ч лучше и не гонять. Движок работает
На этом пока все.

Огромное спасибо за помощь выражаю всем форумчанам www.gaz21.ru , кто помогал практическими советами, в особенности: Mayor, mihelson, Mac, саша965, Saab, VOV21, Napalm, Старьёвщик, Vadim, volgoved, andrenalin, andrewm65, Jogan, sputcom, vlbel и многим другим.

Hosted by uCoz